Рассмотрев учение Платона о душе, подчеркнём и выделим основные его положения.
Душа - это вечное движение, наделённое способностью перемещать само себя, причина возвращения идей и разнообразного изменения мира вещей. Душа руководит всеми движениями в чувственном и духовном мирах с помощью своих собственных проявлений - желания, усмотрения, заботы. Солнце, Земля и звёзды - это всего лишь застывшие идеи души. Душа первична, материальные тела вторичны, производны.
Платон выводит дилемму соотношения духовного и материального, и делает вывод о божественности душ, находящими своим вместилищем материальные тела.
В самой душе Платон выделяет три составные части: собственно божественное начало души, определяющее её первичное положение - разум; то, что принадлежит к области чувственного, более благородное начало – ярость; более низкое (поскольку является противоположностью разума) – вожделение. Это тройственное разделение сути души на разум, ярость и вожделение Платон выражает символом упряжки и возничего: разум – это возничий, ярость – послушный конь, а вожделение – не желающий подчиняться возничему.
Каждую из трёх частей души Платон выделяет свою форму добродетели: цель разумной части человеческой души – искать и накапливать мудрость; ее добродетель – мудрость; задача части ярости – беспрекословно подчиняться разуму; ее добродетель – мужество; но и части вожделения необходимо руководствоваться указаниями разума, поэтому ее добродетель – сдержанность.
Не будет большим преувеличением признание, что Платон является одним их самых значимых философов Древней Греции, гордостью мировой культуры, основоположником постулатов объективного идеализма, создателем первой философской Академии, которая работала более 1000 лет, человеком –символом, человеком-легендой. Платон определяет познание как процесс созерцания человеческим разумом высших областей и делит это познание на два этапа. В первую очередь, оно проводится чистой душой, ибо еще до рождения тела она видела и осознавала все события.
Но когда душа нисходит из иного мира и вселяется в человеческое тело, то к процессу извлечения и претворения в жизнь идей, хранящихся в душе, накопленных ею за тысячи перерождений, подключаются и начинают активно действовать органы чувств физического тела и он содействуют разворачиванию и воплощению в душе свернутых и ждущих активации воспоминаний. Войдя в тело, душа несёт с собой, но не анализирует накопленные знания.
Философ подробно описывает и анализирует создание и внутреннее положение Космоса. Для понятия творца он применяет название демиург – создатель всего сущего. Демиург творит сущее из идей и не имеющей объёма и формы материи, которую Платон именует небытием. Именно из небытия силами демиурга и возникает существующий мир, и вообще сам Космос, обнимающий всё сущее.
Идея образует чувственный мир и воплощает в нём собой прообразы будущих предметов. Каждый предмет хранит в идее свой прообраз. Идеи - это своеобразные модели материальных вещей. Идеи важны и для появления самих душ, которые. В свою очередь, начинают накапливать и запоминать породившие их идеи.
Из соединения возникших идей и оформившейся материи демиург творит самое важное - мировую душу, которую наполняет собой всё созданное демиургом пространство. Мировая душа находит своё зримое воплощение в мировом Космосе. Следовательно, можно сделать следующий вывод - Космос, является как бы живым существом, обладающим разумом и душой.
Демиург в рамках созданного им Космоса творит и богов, и обычные человеческие души. Затем уже боги своим решением наделяют бессмертной душой физическое тело. После смерти телесной оболочки душа неизменно возвращается на свою звезду, где она будет готовиться к новому перерождению. Эти положения Платона сближают его философию с астрологией и мифом о переселении душ.
Поскольку души являются своеобразным хранилищем для идей, постольку каждая из них несёт в себе определённый запас знаний.
Познание - это процесс воспоминания душой хранящихся в ней знаний, а обучение - это пробуждение души, ее активизация. Знание не вкладываются в голову ученика, но пробуждаются в душе.
Платон развивает мысль, что бессмертие души ставит перед ней и индивидом проблему: если душа смертна, то индивиду нечего беспокоиться за свои грехи, но душа бессмертна и ей предстоит суд.