Введение 3
1 Теоретические и методические основы организации муниципальных закупок 5
1.1 Экономическая сущность государственных и муниципальных закупок 5
1.2 Эффективность государственных закупок 11
1.3 Методики оценки эффективности закупок 19
2 Анализ эффективности проведения муниципальных закупок 24
2.1 Общая характеристика деятельности муниципального казенного учреждения «Городское жилищное агентство» (г. Новосибирск) 24
2.2 Система формальных правил закупок для муниципальных нужд на примере МКУ «Городское жилищное агентство» (г. Новосибирск) 29
2.3 Оценка эффективности муниципальных закупок МКУ «Городское жилищное агентство» (г. Новосибирск) 37
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности муниципальных закупок в МКУ «Городское жилищное агентство» (г. Новосибирск) 42
3.1 Факторы внутренней и внешней среды, оказывающие влияние на эффективность муниципальных закупок 42
3.2. Предложение по повышению эффективности организации закупочной деятельности 47
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 64
Читать дальше
Сейчас государственные закупки становятся одним из ведущих инструментов для преобразований. Они являются крупным сегментом бюджетных расходов, выполняя определенные функции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, создают так называемое экономическое пространство для стимулирования изменений, открывающее возможности для эффективного устойчивого развития национальной экономики.
Эффективно функционирующая система закупок закладывает основу социально-экономического развития за счет стимулирования российских производителей и поддержания необходимого соответствия между общественными потребностями и необходимыми финансовыми ресурсами для их удовлетворения. Положения законодательства в сфере государственных закупок ставят во главу угла обеспечение максимальной прозрачности и открытости закупок на разных стадиях их осуществления.
В рамках работы проведенный анализ мнений ученых и нормативных правовых актов в сфере государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг не только продемонстрировал проблему оценки эффективности и результативности закупок, но и показал отсутствие единого подхода к созданию модели оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок.
В параграфе 3.1 предложена методика оценки осуществления закупок, которая позволит сравнить итоговые показатели по каждой закупке, а также оценить их значение и динамику и, соответственно, выявить «проблемные» места при осуществлении закупки.
Практическая часть работы выполнена на примере МКУ «Городское жилищное агентство». МКУ «Городское жилищное агентство» является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет предоставлением гражданам государственных услуг, и через которое выполняются функции государства. Деятельность МКУ «Городское жилищное агентство» финансируется из бюджета Администрации города Новосибирска.
На законодательном уровне в отношении МКУ «Городское жилищное агентство» закреплено право оперативного управления определенным имуществом, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в Уставе.
Для реализации муниципальных заказов в соответствии с действующим законодательством в МКУ «Городское жилищное агентство» сформирован порядок проведения конкурсов. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) является основным правовым актом регулирования размещения государственного (муниципального) заказа от имени учреждения.
Для МКУ «Городское жилищное агентство» главной целью размещения государственного муниципального заказа является удовлетворение потребностей органов государственной власти, субъектов РФ, органов муниципального управления, для того чтобы они имели возможность реализовывать свои функции и задачи. МКУ «Городское жилищное агентство» размещает муниципальные заказы в форме открытого аукциона или в форме закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Далее МКУ «Городское жилищное агентство», чтобы те или иные нужды государственных и муниципальных заказчиков были удовлетворены в полном объеме, исполняет заключенный муниципальный контракт в те сроки, которые установлены в тексте самого контракта или приложениях к нему. При этом исполнитель, подписывая контракт, соглашается с тем, что он с указанными сроками ознакомлен и готов выполнить все взятые на себя обязательства в те сроки, которые обозначены заказчиком. Отметим, что указанное условие относится к добросовестному исполнению контракта.
Проведенный анализ показал, что в настоящее время в МКУ «Городское жилищное агентство» присутствует сложности с соблюдением данного правила, что отражается на эффективности закупок.
Во-первых, процесс организации и осуществления закупки в МКУ «Городское жилищное агентство» является весьма трудоёмким и непрерывным процессом, в который вовлекаются представители различных структурных подразделений организации. Основной задачей при организации данной деятельности заключается в приобретении товаров с наилучшим сочетанием цены и качества в нужном количестве и от надежного поставщика под влиянием внешних и внутренних факторов.
Существующие внешние факторы непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К данной категории можно отнести: недобросовестное поведение заказчиков и неподписание договора, низкий уровень конкуренции, отсутствие поданных заявок, трудности в определении начальной (максимальной) цены, ограниченные возможности заказчика влиять на недобросовестного поставщика и т.д.
Характерные особенности МКУ «Городское жилищное агентство», являются происхождением внутренних факторов. И к данной категории можно отнести: обязанности по организации и проведению конкурсов возложены на 1 человека – конкурсного управляющего.
Таким образом, для повышения эффективности контрактной системы в сфере закупок необходима ее переориентация с процедурного уклона на результативность закупки, а также ее адаптивность к различным видам закупаемых товаров, работ, услуг. Данный процесс может занять длительное время.
Читать дальше
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрании законодательства РФ. – 1998 г. – № 31 ст. – 3823.
2) Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) / Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – ст. 410.
3) Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – ст. 1652.
4) Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2020).
5) Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 08.11.2020).
6) Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» (утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 9 июня 2009 г., протокол № 31К (668)) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2020).
7) Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21 марта 2014 г. № 15К (961)) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2020).
8) Постановление мэрии г. Новосибирска от 15 февраля 2011 г. № 1300 «О Порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений города Новосибирска» (ред. от 29.07.2019) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Кодекс». – Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 08.11.2020).
9) Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 (ред. от 06.08.2020) «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок») [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 07.11.2020).
10) Письмо Минфина России от 5 марта 2018 г. N 24-03-07/14504 «О рассмотрении обращения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71800636/ (дата обращения: 11.10.2020).
11) Беликов А.П. К вопросу о понятии государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции. – 2019. – С. 26-28.
12) Гребенщикова Я. Б. Понятие муниципального контракта, его правовая природа // Российская юстиция. – 2017. - № 9. – с. 4–9.
13) Институт общественных закупок в современной российской экономике: монография. М.: Институт экономики РАН, 2016. – 280 с.
14) Карепина О.И. К вопросу о показателях эффективности бюджетных расходов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-7. – С. 69–73.
15) Краснов В.Д., Козменкова С.В. Принцип непрерывности деятельности: сущность и экономическая обусловленность // Международный бухгалтерский учет. – 2017. – Т. 20. – № 19. – С. 1147–1162.
16) Котова К.Ю., Лукиных А.В. Совершенствование теории и практики управленческого учета в российских организациях на основе саморегулирования и стандартизации // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 2(62). – С. 100–105.
17) Лапин А.Е., Киселева О.В., Кумунджиева Е.Л. Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2016. – № 1(34). – С. 30–35.
18) Матвеева Н.С. Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок // Финансы и кредит. – 2018. – Т. 24, № 3. – С. 505-521.
19) Москалёва А.В. Сущность контракта поставки товаров для государственных и муниципальных нужд // Студенческий. – 2020. – № 6-2 (92). – С. 53.
20) Налбандян А.А. Закон о контрактной системе – «свет в конце тоннеля», или повышение эффективности бюджетных расходов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2015. – № 1(29). – С. 90–101.
21) Овсянкин Д.Л. Анализ эффективности использования системы государственных закупок // В сборнике: Финансовые рынки и экономический рост. Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 290-303.
22) Федченко Е.А. Формирование системы показателей эффективности использования бюджетных средств // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 2. – С. 106-116.
23) Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – Т. 21, № 5. – С. 520-527.
24) Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – Т. 21. – № 2. – С. 149-158.
25) Шешукова Т.Г., Мальцева А.А. Методика оценки эффективности государственных закупок в национальных исследовательских университетах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 13. – C. 2–9.
26) Шмелева М.В. Понятие и правовая природа государственного контракта // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2015. – № 2. – С. 248–253.
27) Андреева Л. В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию [Электронный ресурс]. – ЭЖ-Юрист. – 2019. - №16 (1067). – Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/398356/Источник: https://www.eg-online.ru/article/398356/ (дата обращения: 10.11.2020).
28) Богацкая С.Г. Критерии и причины неэффективных закупок [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fcaudit.ru/blog/kriterii-i-prichinyneeffektivnykh-zakupok/ (дата обращения: 01.11.2020).
29) Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 06.11.2020).
30) Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. – Официальный сайт. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 11.10.2020).
31) Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/fea/fea86920fc7f4c8b39262ce74beb32d8.pdf (дата обращения: 01.11.2020).
32) Официальный сайт города Новосибирска [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://novo-sibirsk.ru/dep/housing/municipal/ (дата обращения: 10.11.2020).
33) Управление закупками товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Новосибирска [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://zakupki.dfnp-nsk.ru (дата обращения: 10.11.2020).
34) Устава МКУ «Городское жилищное агентство» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://novo-sibirsk.ru/dep/housing/municipal/ (дата обращения: 09.11.2020).
35) Экспертный доклад система госзакупок в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fcs.hse.ru/data/2020/09/16/1583062869/Доклад_Система госзакупок 2019.pdf (дата обращения: 10.11.2020).
Читать дальше