Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Особенности развития детей с нарушением слуха..............................5
1.1. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.....................................................................................................................5
1.2. Психолого-педагогическая коррекция развития глухих детей..................8
1.3. Особенности развития самосознания и эмоциональной сферы ребенка с нарушением слуха............................................................................................12
Глава 2.Особенности предметной и игровой деятельности детей с нарушением слуха............................................................................................16
2.1. Предметная и игровая деятельность детей с нарушением слуха....................................................................................................................16
2.2. Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха.......................................................................................................................19
Заключение........................................................................................................28
Список используемой литературы.....................................................................30
Читать дальше
Дети с нарушенным слухом представляют со¬бой разнородную труппу, характеризующуюся: степенью (тугоу¬хость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характе¬ром (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием до-полнительных отклонений в развитии.
Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Дети, несмотря на то, что сегодня у медицины нет воз¬можности вернуть им физический слух, могут максимально сбли¬жаться по уровню психомоторного и речевого развития с нормально слышащими сверстниками.
Важное значение в дошкольных учреждениях для детей с нару¬шениями слуха придается обучению игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, с открывающимися возможностями решать воспитательные задачи и задачи развития речи и общения. Формирование игровой деятельности предполагает развитие инте¬реса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сю¬жеты игр.
В процессе формирования игры реализуются важные для пси¬хического развития ребенка с недостатками слуха задачи. Задачи социального развития, нравственного воспитания связаны с кол¬лективным характером игр, возможностью отразить в них взаимо¬отношения людей, нормы поведения, некоторые нравственные понятия. Умственное воспитание в игре происходит через расши¬рение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, через усвоение их свойств, назначения, способов использования. В этом плане велика роль дидактических игр. Особое значение для умственного развития дошкольников с нарушениями слуха имеет овладение игровым замещением.
В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразитель¬ной и конструктивной деятельности создаются условия для эстети¬ческого, познавательного развития дошкольников с нарушения¬ми слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конст¬руированию, в свободной деятельности, в семье проводится целе¬направленное обучение рисованию, лепке, аппликации, констру¬ированию.
Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное системати¬ческое развитие различных видов восприятия: зрительного, так¬тильно-двигательного, двигательного. Изобразительная деятельность является одним из важнейших и наиболее доступных средств эсте¬тического воспитания глухих и слабослышащих детей.
Итак, детям с нарушением слуха важны игры по развитию речи, направленные на формирование словаря, работу над значениями слов и выражений, активизацию их в разных видах речевой деятельности. В процессе дидактических игр осуществляется формирование разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной); развитие связной речи детей, как разговорной, так и описательно-повествовательной.
Читать дальше
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М: AKADEMA, 2015.– 280 с.
2. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.:Эра, 2018. – 250 с.
3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Спорт, 2014. –260 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. –С. 134; 170
5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 290 с.
6. Дети с нарушением в развитии: Хрестоматия: Учеб. пособие/сост. В.М.Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 158 с.
7. Дети с нарушениями в развитии. Хрестоматия. /Сост. В.М. Астапов, – М., 1995. –240 с.
8. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова, – М., 1996. – 250 с.
9. Дошкольное воспитание аномальных детей / Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией Л. П. Носковой. – М.: Просвещение – 1993. – 260 с.
10. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха / Под ред. Л. М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб.: Детство-Пресс, 2001. с. - 97
11. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб., 2005. – 220 с.
12. Лубовский В.И. Специальная психология. - М.:Мир, 2003. – 240 с.
13. Лубовский В. И., Сорокин В. М., Шипицына Л. М. Развитие детей с нарушением слуха. – Речь: 2017. – 250 с.
14. Михаленкова И. А. В лабиринтах мира безмолвия // Классный вестник 5+. –2017. –№ 12. –С. 10-18
15. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха / Под ред. И. А. Михаленковой. СПб.: КАРО, 2016. - 207с.
16. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. – М.:Эра, 2016.– 240 с.
17. Разумова О. Ю. Особенности процесса обучения школьников с нарушением слуха в условиях экстернальной интеграции // Материалы XII международной конференции "Ребенок в современном мире. Семья и дети". СПб.: Изд-90 СПбГПУ, 2005. – С. 69-102
18. Сошникова Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис. … канд. пед. наук / Сошникова Наталья Григорьевна. – М.:Эра, 2018. –153 с.
19. Сошникова Н. Г. Альманах ИКП РАО //Изучение самостоятельной игравой деятельности старших дошкольников с нарушением слуха. – 2015. – 220 с.
20. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М.:Мир, 2016. - 458 с.
Читать дальше