Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологических особенностей памяти подростка…………………………………………………5 1.1. Понятие памяти и ее сущностные характеристики………………….5 1.2. Особенности памяти подростков……………………………………13 Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей памяти подростков…………………………………….………..22 2.1. Организация и методика исследования…………………..………..22 2.2. Анализ проведенного исследования……………………..…………24 2.3. Рекомендации по развитию памяти подростков…….…………….29 Заключение……………………………………………………………….38 Список использованной литературы……………………………………40 Приложение А……………………………………………………………42 Приложение Б…………………………………………………………….43 Приложение В…………………………………………………………….44

Психологические особенности памяти подростка

курсовая работа
Психология
40 страниц
68% уникальность
2020 год
53 просмотров
Беляева К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологических особенностей памяти подростка…………………………………………………5 1.1. Понятие памяти и ее сущностные характеристики………………….5 1.2. Особенности памяти подростков……………………………………13 Глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей памяти подростков…………………………………….………..22 2.1. Организация и методика исследования…………………..………..22 2.2. Анализ проведенного исследования……………………..…………24 2.3. Рекомендации по развитию памяти подростков…….…………….29 Заключение……………………………………………………………….38 Список использованной литературы……………………………………40 Приложение А……………………………………………………………42 Приложение Б…………………………………………………………….43 Приложение В…………………………………………………………….44
Читать дальше
Актуальность данной темы заключается в том, что память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Успешность выполнения какой-либо более или менее сложной деятельности находится в непосредственной зависимости от того, какое количество единиц информации запоминается и воспроизводится на её этапах. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопросы, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени и как они влияют на протекание познавательных процессов человека. В раздел психологии памяти включается также описание различных форм процессов памяти, начиная с простейших видов непроизвольного запечатления и всплывания следов, кончая сложными формами мнемической деятельности, которые позволяют человеку произвольно возвращаться к прошлому опыту, применяя ряд специальных приемов, существенно расширять объем удерживаемой информации и сроки ее хранения. Процесс запоминания является одним из свойств памяти.


Доверьте написание курсовых и дипломных работ на заказ проверенному сервису.


. При этом мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческое образование, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и сознательное обращение к прошлому в целях припоминания заученного материала – специальная форма сознательной деятельности. Большое значение придается изучению различных факторов, влияющих на запоминание. В частности, было отмечено, что использование различных вспомогательных средств облегчает запоминание. Такой вид запоминания назван опосредованным. В отличие от него, запоминание, не основывающееся на каких-то вспомогательных средствах, называют непосредственным. В исследованиях показана большая эффективность опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным, однако исследований их взаимосвязи не проводилось. Объект исследования: младшие и старшие подростки. Предмет исследования: процессы памяти (опосредованное и непосредственное запоминание). Цель исследования: изучение особенностей памяти у подростков. Гипотезы исследования: 1) у старших подростков более эффективны процессы опосредованного запоминания; 2) между непосредственным и опосредованным запоминанием у подростков существуют достоверные прямые взаимосвязи; 3) у старших подростков в сравнении с младшими взаимосвязи между непосредственным и опосредованным запоминанием становятся менее тесными. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи исследования: 1) провести анализ теоретической литературы по проблеме памяти, её особенностей у подростков; 2) провести эмпирическое исследование непосредственного и опосредованного запоминания у детей старшего и младшего подросткового возраста; 3) выявить и сравнить между собой взаимосвязи непосредственного и опосредованного запоминания у детей старшего и младшего подросткового возраста; 4) предложить рекомендации по развитию памяти подростков. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, расчет критерия Спирмена. Структура исследования: введение, две главы, пять подпунктов, заключение, список использованной литературы и приложения А, Б и В

Читать дальше
Память – это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, получаемого органами чувств; это организация, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом опыте человека. В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти - психологическому и нейрофизиологическому - сейчас прибавился третий - биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти. Индивидуальные особенности памяти проявляются во времени запоминания, а также ведущем виде памяти. Запоминание – один из процессов памяти, на его эффективность оказывает влияние способность пользования вспомогательными средствами. опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого - становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего — речь. В ходе экспериментального исследования были определены особенности памяти младших (11-12 лет) и старших (14-15 лет) подростков, при этом изучались процессы опосредованного и непосредственного запоминания у детей. Для диагностики образной памяти использовались методики: методика диагностики образной памяти, методика «Опосредованное запоминание». В целом результаты исследования непосредственного запоминания оказались несколько ниже результатов тестирования опосредованного запоминания, что позволяет сделать вывод о том, что в опосредованное запоминание для подростков является более эффективным. Вместе с тем, поскольку методики предлагают различные стимулы, количественный сравнительный анализ нами не проводился (отметим, что он не входил в задачи исследования). Также было отмечено, что у старших подростков (14-15 лет) более высокие результаты по каждой из методик. Как показал расчет коэффициентов корреляции Спирмена, как в группе младших подростков (11-12 лет), так и в группе старших подростков (14-15 лет) получены прямые достоверные взаимосвязи между показателями опосредованного и непосредственного запоминания: чем выше уровень непосредственного запоминания, тем выше и уровень опосредованного запоминания. В целом по выборке уровень достоверности соответствует р≤0,01. Вместе с тем, в группе старших подростков данная взаимосвязь является более тесной (р≤0,05), что подтверждает больший вклад осмысленного запоминания в эффективность процессов памяти в этом возрасте по сравнению с младшим подростковым. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, цель исследования достигнута.
Читать дальше
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург, 2018. – 265 с. 2. Алфёров, А.Д. Психология развития школьников. Учебное пособие. Ростов – на – Дону «Феникс», 2000. – 320 с. 3. Андреев, О.А.; Хромов, Л.Н. Тренируйте память. – М.: Просвещение, 2015. – 118 с. 4. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения. – М.: Прогресс, 2010. – 215 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2018. – 300 с. 6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 368с. 7. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Минск: Соврем. шк., 2017. – 496 с. 8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2010. – 250 с. 9. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 347 с. 10. Как развивать память / И.Ю. Матюгин и др. – Л.: Сталкер, 1997. – 216 с. 11. Киященко, Н.К.; Московичюте, Л.И.; Симерницкая, Э.Г.; Фаллер, Т.О.; Филиппычева, Н.А. Мозг и память.- М.: Медицина, 1977. – 516 с. 12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. – М., 2016. – 176 с. 13. Немов, Р.С. Психология. Т.1. – М.: Владос, 2015. – 218 с. 14. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высших учеб. заведений. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М: Просвещение, 2013. – 419 с. 15. Норман, Д.А. Память и научение / Пер с англ. Под ред. А.В. Симонова. – М: Мир, 1985. – 159с. 16. Обухова, Л.Ф. Детская (Возрастная) психология; учебник. - М.: Роспедагенство, 2017. - 374 с. 17. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2012. – 400 с. 18. Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Учебное пособие. – М.: Изд. «Флинта», 2003. – 136 с. 19. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 512 с. 20. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология, Издательство С. – Петербургского университета, 2015. – 211 с. 21. Черемошкина, Л.В. Психология памяти. – М.: Академия, 2002. – 312с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Технологический процесс работы участковой железнодорожной станции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Ж/д транспорт
курсовая работа
Организационное, информационное и научно - методическое обеспечение судебно экспертной деятельности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Право
курсовая работа
«Этапы и уровни развития детского коллектива 8-9 лет на примере предмета «Окружающий мир»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image