К.Г. Юнг определил слух как косвенное проявление коллективного бессознательного. Слухи — это ответ на коллективные тревожные ожидания, которые есть в каждом человеке. Исходя из этого, неудивительно, что охвативший весь мир финансовый кризис создает для слухов самые тепличные условия. В данной ситуации сплелись воедино все факторы их зарождения. Правительства, столкнувшиеся с кризисом, часто разрабатывают политику, направленную на решение краткосрочных проблем, полагая, что они могут быстро пересмотреть политику в ответ на меняющиеся условия на местах. Ниже мы сосредоточимся на общих действиях, которые предпринимают правительства: частое изменение политики, ограничение информации и неформальные отклонения от заявленной политики. Слухи целесообразно рассматривать не только как индикатор ухудшения качества социальной информации, но и как искажение, преломление информационного поля системы массовой коммуникации. Данная тенденция представляет особую опасность в условиях становления глобального 5 информационного общества, в котором именно качественная информация, позиционирующаяся как основной товар, весомый актив, эквивалент международного обмена, является основой его стабильного существования. Возрастание численности недостоверной информации, особенно самотрансляционного характера, создает негативный фон, обладающий деструктивным социальным содержанием. С ростом социальной значимости глобальной компьютерной сети Интернет осложняется проблема функционирования «традиционных» слухов в обществе, насчитывающая не одну тысячу лет и не нашедшая эффективного решения в практике социального управления
Таким образом, влияние слухов, раскрытых в этой работе, не ограничивается экспериментальными условиями. В качестве первого подробного исследования политических последствий слухов и опровержений в авторитарной стране, эта статья сосредоточена на обычных слухах о различных правонарушениях правительства, которые распространяются в обществе. В будущих исследованиях можно продолжить изучение последствий таких слухов и их опровержений, поскольку текущая статья - лишь первый шаг в этом направлении исследований. Однако будущие исследования могут также распространиться на другие типы слухов, например, о переворотах или политической борьбе, или слухи, намеренно насаждаемые противниками режима. Такие слухи также являются важными элементами информационной динамики в недемократических странах, и их изучение даст более полную картину авторитарной информационной политики.
В результате высокого уровня проникновения Интернета возникают новые угрозы и риски информационной безопасности, так как сеть Интернет крайне сложно контролировать и тем более – управлять, при этом воздействие насыщенного интерактивного аудиовизуального ряда вкупе с социально-психологической особенностью симуляционных структур горизонтального коммуникативного сегмента интернет-пространства способно оказывать значительное воздействие на сознание и поведение людей. Слухи очень распространены, заметны и политически значимы в авторитарных странах, и тем не менее исследований об их политическом влиянии в таких странах и о том, можно ли эффективно опровергнуть слухи, было недостаточно, возможно, из-за сложности изучения чего-то, что обычно неформальный, переменчивый и передающийся шепотом. Распространение Интернета и особенно социальных сетей, где слухи открыто публикуются и репостятся в примерно одинаковых письменных формах, дает возможность внимательно изучить это важное явление. В этой работе представлено такое исследование с репрезентативными слухами и опровержениями из китайского Интернета. Использование реальных слухов и опровержений, а также онлайн-среды процедуры опроса значительно повысило внешнюю валидность экспериментов. Таким образом, полученные здесь результаты ближе к последствиям реальной информационной войны, чем к гипотетической. Результаты этого исследования способствуют нашему пониманию как дезинформации и слухов в целом, так и информационной политики в авторитарных странах в частности. Хотя текущие результаты подтверждают некоторые аспекты предыдущего исследования социальной психологии слухов, а именно то, что качество и источники опровержений имеют большое значение для эффективности опровержений, они также раскрывают важный момент, который в значительной степени игнорировался. Предыдущие исследования были сосредоточены на том, как различные типы опровержения влияют на веру людей в конкретное содержание слухов, а не на том, как они влияют на политические взгляды граждан. Текущие результаты показывают, что различающиеся эффекты различных типов опровержения больше влияют на политическое и политическое измерение, чем на конкретное содержание слухов: вера в сами слухи, как правило, подлежит исправлению, но влияние опровержений на восстановление доверия граждан в правительстве по более крупным политическим и политическим вопросам, лежащим в основе слухов, гораздо менее последовательны.
Особенно опасны слухи, расширившие сферу своего влияния в ситуациях социальной нестабильности, политических, экономических кризисов, эпидемий, экологических катастроф, террористических атак. Быстро распространяясь на 6 огромные расстояния благодаря сети Интернет, слухи способны вызвать устойчивые страхи и фобии населения, способствовать негативному мироощущению и социальному настроению, провоцировать массовый психоз, панические настроения, агрессию, фрустрацию. Наиболее опасные социальные последствия распространения слухов в Интернете заключаются в массовых беспорядках, вооруженных столкновениях.