В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение готический дискурса в рассказах Эдгара Аллана По. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрен готический дискурс в литературе;
- изучена готика в эстетике Эдгара Аллана По;
- рассмотрен готический дискурс в рассказе «Береника»;
- проанализирован готический дискурс в рассказе «Морелла»;
- рассмотрен готический дискурс в рассказе «Падение дома Ашеров».
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Во всех новеллах американского писателя Эдгара По, в том числе детективных, научно-фантастических рассказах или поэмах, отмечается небывалое жанровое своеобразие писателя. Характерной чертой его творчества являются те или иные черты, формирующие у читателя глубокое эмоциональное состояние, определяющим принципом чего для чего послужило своеобразное построение композиции, а также выбор художественных средств.
Благодаря тому, что писатель с лёгкостью выстраивал непредвиденные развязки, а появление эмоционального впечатления неподражаемым образом воздействовало на зрителя, иной раз выше, чем на уровне кульминации, именно Э. По сыграл важнейшую роль в становлении новеллы как жанра. В целом, новелла, являющаяся разновидностью романа, отличается неожиданностью развязки, но именно Алан По внес в этот жанр пиковое появление эмоционального впечатления, о чем в целом изложил в трех своих трудах. Все это происходит из почитания писателем силы слова, из веры в то, что даже самые неуловимые грезы, не сформировавшиеся еще в мысль, можно при желании в самой точности выразить словами.
В целом, творчество писателя в жанре новеллистики можно разделить на так называемые «страшные» рассказы, детективные и научно-фантастические новеллы. Первые предполагают в себе не только проблему жизни и смерти, но и прославление человеческого разума и находчивости. Это связано с тем, что писатель считал: страсть и страхи на одной стороне и разум на другой – понятия взаимоисключающие, не собирающиеся в одном целом. Отсюда, конечно, все герои в новеллах, потрясенные ужасом и охваченные паникой, изо всех сил стараются сохранять здравомыслие. «В сфере страстей успех разума лишь кратковременен: страх нейтрализует когнитивную деятельность человека разумного, и лишь преодолев его, разум может восторжествовать», - так звучит ключевая идея Эдгара По, так ведут себя его герои, и так читателю показываются внутренние метаморфозы персонажей.
Другой стороной таких психологических рассказов выступает проблематика жизни и смерти. В одних из таких новелл проведена аналогия между смертью и жизнью, изображается уже не страх перед жизнью или смертью, но сам страх перед страхом жизни и смерти, что, по словам Ковалева, «содержит в себе своеобразную утонченную и смертоносную картину ужаса души». О таких новеллах исследователи говорят, что в них действительность показана на периферии жизни и смерти, а писатель стремится к ее вратам, отворяющим путь в мир духов. Описывается в них психическое состояние героев, раздвоение личности, деградация совести, и с большим мастерством изображается внутренний мир шизофреника, приступы сменяющегося безумства и факторы, влияющие на них, таким образом, связывая губительный образ жизни персонажей с совестью, и как следствие, с вменяемостью.
Говоря о проблеме смерти, писатель высказывает мысль о неизбежной победе смерти над жизнью, смерти, итак невидимо властвующей над всем живым. Предсмертные агонии А. По описывает с особой детальностью, с большей реалистичностью, чем подчёркнуто бессмысленное и фантастичное бытие того или иного героя.
Следующим этапом творчества А. По стала детективная новелла, которую сам писатель называл «логической» в силу того, что первого термина еще не существовало. Если предыдущие герои не отличались высокой сообразительностью и интуицией, то здесь По выводит абсолютно новый в литературе образ – образ проницательного сыщика-любителя. Детективные новеллы не отличаются высокой правдоподобностью сюжета, но пристальное внимание, отданное самым очевидным деталям и подвергание сомнению всё и вся, образовывает особую атмосферу подлинности события. Сыщик руководствуется аналитическим рассуждением, основанным на полном знании фактов, через что прокладывается путь к познанию истины. Так аналитически трезво подходит Алан По к построению замысла в детективном рассказе.
Последней разновидностью новеллистики По становятся научно-фантастические новеллы, уступающие, быть может, предыдущим по своей художественной сложности, но несущие заложенные в себе принципы научно-фантастического повествования, столько важного для наступающего ХХ века. Отличительными особенностями здесь стали: общая сатирическая направленность, опора на научное допущение и теорию, а не на факт, обеспечение правдоподобия изложенного посредством целой серии приемов (обильное вставление описания бытовых подробностей житейских фактов, упущение логической ступени), изменение временной перспективы в сюжетном плане, а также активное использование гротеска и гиперболы.
Итак, рассмотрев в работе взгляды Эдгара По как теоретика американской новеллы, можно прийти к выводу, что именно он по праву считается первооткрывателем сразу нескольких подвидов жанра новеллы: «страшные» рассказы, детективные новеллы и научно-фантастические новеллы. Единство стиля наблюдается не во всех его новеллах, но неподражаемый новаторский характер в них присутствует несомненно. В стиль автора, считал писатель, должны входить и тональность повествования, и эмоциональная окрашенность лексики, и синтетическая структура текста, и стиль для По изначально являлся категорией эстетической. В сюжетах и композиции он всегда остается верен себе: каждый элемент, событие, действие и слово подчиняются общему замыслу.
Так в целом можно охарактеризовать жанровое своеобразие великого американского писателя, основоположника жанра новеллистики, детектива и фантастики, настоящего новатора, влияние которого отмечали все писатели его времени. Оригинальность писателя прослеживается даже на лингвистическом уровне: кропотливо поработав, он вывел новое словосочетание в английском языке: «Nevermore». Кульминация в его рассказах впервые стала созвучна природным явлениям, краткость формы впервые использована для единства впечатления, бесстрастный тон повествования впервые служит подчеркивающим мистику происходящего художественным средством. Каждый прием писателя служит ярким эффектом, выточенным в идеально четкой композиционной форме, и все нацелено на то, чтобы поразить читателя и воздействовать на его сознание так, как никому ранее не удавалось.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.