Если вы хотите купить реферат в москве , зайдите на сайт Work5.
. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ, темп чтения, правильность и выразительность) и смысловой (понимание содержания и смысла читаемого). Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного, смыслового чтения. Оценка степени теоретической разработанности проблемы. В разное время проблему навыков смыслового чтения с различных научных точек зрения изучали Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А.Мосунова, А.Г.Асмолов, М.П.Воюшина, Т.Д.Полозова и др. Ученые рассматривали особенности протекания и формирования процесса смыслового чтения, исследовали развитие у младших школьников психических процессов, связанных с навыками смыслового чтения. Анализ существующих противоречий в рамках исследования Многие педагоги начальной школы сталкиваются со следующими проблемами: многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий; очень часто дети не понимают смысла прочитанного из–за ошибок при чтении и из–за неправильного интонирования; дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном; затрудняются кратко пересказать содержание; при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания; для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам познавательного характера. Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, в начальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегда понимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушие к прочитанному, а иногда и неприязнь к книге. Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Часто ребенок не читает, а только слушает, при этом, не всегда вникая в понимание текста. Большая часть родителей не читают сами, таким образом, являются отрицательным примером для своих детей. Традиции семейного, домашнего чтения ушли в прошлое. Из вышесказанного и обусловлена актуальность темы курсовой работы «Обучение смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы». Младшие школьники, так же, как и обучающиеся основной школы работают с разными видами текстов, следовательно, уже в начальной школе мы можем начать формирование не только осознанного, но и смыслового чтения. Свидетельством этого является наличие междисциплинарных программ, как в начальной школе, так и в основной (в начальной школе – «Чтение. Работа с текстом», в основной школе – «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»). Смысловое чтение предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. Объект исследования: смысловое чтению в начальной школе. Предмет исследования: обучение смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы. Цель исследования: изучить обучение смысловому чтению в начальной школе. Задачи исследования: – раскрыть понятие смысловое чтение в психолого–педагогической литературе; – раскрыть методические основы обучения смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы; – провести опытно–экспериментальную работу по обучению смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы. Гипотеза исследования: обучение смысловому чтению в начальной школе будет эффективно, если учебные задания имеют творческий характер и разработаны с использованием технологии критического мышления. Методы исследования: – теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования: – эмпирические тестирование, обобщение и систематизация данных эксперимента. База исследования: средняя образовательная школа №34. В исследовании приняли участие 25 детей 4 «Б» класса, средний возраст обучающихся 11 лет. Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации по обучению смысловому чтению могут быть использованы педагогами начальной школы. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.