Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения смысловому чтению в начальной школе 6 1.1.Понятие смысловое чтение в психолого–педагогической литературе 6 1.2. Методические основы обучения смысловому чтению в начальной школе 13 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по обучению смысловому чтению в начальной школе 24 2.1. Организация, методы и результаты исследования 24 2.2. Рекомендации педагогам по обучению смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы 31 Выводы по второй главе 44 Заключение 45 Список литературы 47 Приложения 51

Обучение смысловому чтению в начальной школе

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
61% уникальность
2020 год
24 просмотров
Рыговская Н.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обучения смысловому чтению в начальной школе 6 1.1.Понятие смысловое чтение в психолого–педагогической литературе 6 1.2. Методические основы обучения смысловому чтению в начальной школе 13 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по обучению смысловому чтению в начальной школе 24 2.1. Организация, методы и результаты исследования 24 2.2. Рекомендации педагогам по обучению смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы 31 Выводы по второй главе 44 Заключение 45 Список литературы 47 Приложения 51
Читать дальше
Актуальность. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.


Если вы хотите купить реферат в москве , зайдите на сайт Work5.


. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ, темп чтения, правильность и выразительность) и смысловой (понимание содержания и смысла читаемого). Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного, смыслового чтения. Оценка степени теоретической разработанности проблемы. В разное время проблему навыков смыслового чтения с различных научных точек зрения изучали Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А.Мосунова, А.Г.Асмолов, М.П.Воюшина, Т.Д.Полозова и др. Ученые рассматривали особенности протекания и формирования процесса смыслового чтения, исследовали развитие у младших школьников психических процессов, связанных с навыками смыслового чтения. Анализ существующих противоречий в рамках исследования Многие педагоги начальной школы сталкиваются со следующими проблемами: многие ученики имеют низкую скорость чтения и тратят много времени на подготовку домашних заданий; очень часто дети не понимают смысла прочитанного из–за ошибок при чтении и из–за неправильного интонирования; дети не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном; затрудняются кратко пересказать содержание; при выполнении самостоятельной работы, тестов ученики допускают ошибки, так как не понимают формулировку задания; для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, избегают обращения к текстам познавательного характера. Анализ проблем, связанных с читательской деятельностью младших школьников, показал, что это связано с низкой скоростью чтения или неумением выбирать вид чтения в зависимости от цели, что снижает мотивацию и как следствие - у ученика плохая успеваемость. Немало детей наоборот, умеют читать еще в детском саду, в начальной школе они демонстрируют высокий темп чтения, но при этом не всегда понимают то, о чем говорится в тексте, некоторые обнаруживают полное равнодушие к прочитанному, а иногда и неприязнь к книге. Если раньше у каждого ребенка была своя книжная полка, то сегодня её заменил планшет или электронная книга. Часто ребенок не читает, а только слушает, при этом, не всегда вникая в понимание текста. Большая часть родителей не читают сами, таким образом, являются отрицательным примером для своих детей. Традиции семейного, домашнего чтения ушли в прошлое. Из вышесказанного и обусловлена актуальность темы курсовой работы «Обучение смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы». Младшие школьники, так же, как и обучающиеся основной школы работают с разными видами текстов, следовательно, уже в начальной школе мы можем начать формирование не только осознанного, но и смыслового чтения. Свидетельством этого является наличие междисциплинарных программ, как в начальной школе, так и в основной (в начальной школе – «Чтение. Работа с текстом», в основной школе – «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»). Смысловое чтение предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. Объект исследования: смысловое чтению в начальной школе. Предмет исследования: обучение смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы. Цель исследования: изучить обучение смысловому чтению в начальной школе. Задачи исследования: – раскрыть понятие смысловое чтение в психолого–педагогической литературе; – раскрыть методические основы обучения смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы; – провести опытно–экспериментальную работу по обучению смысловому чтению в начальной школе на уроках литературы. Гипотеза исследования: обучение смысловому чтению в начальной школе будет эффективно, если учебные задания имеют творческий характер и разработаны с использованием технологии критического мышления. Методы исследования: – теоретические: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования: – эмпирические тестирование, обобщение и систематизация данных эксперимента. База исследования: средняя образовательная школа №34. В исследовании приняли участие 25 детей 4 «Б» класса, средний возраст обучающихся 11 лет. Практическая значимость исследования: разработанные рекомендации по обучению смысловому чтению могут быть использованы педагогами начальной школы. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить обучение смысловому чтению в начальной школе, которая предполагала решение ряда последовательных задач. В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. ФГОС начального общего образования включают в освоение основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения». Когда ребенок читает вдумчиво, у него работает воображение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий, выделенные действия смыслового чтения, связанны с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение – весьма широкое понятие, понимание которого хоть и имеет определенные особенности у разных ученых в различных областях науки, но все же обладает общей для всех сутью. Смысловое чтение – это понимание прочитанного, способность видеть «между строк» и умение делать собственные выводы на основе изученных текстов. Смысловое чтение определено как специфическая форма сознательной активности человека, направленная на понимание содержания и смысла читаемого. Для того чтобы ученик стал активным и самостоятельным участником учебной деятельности, нужно научить смысловому чтению, то есть умению пользоваться любыми видами информации, самостоятельно добывать и использовать свои знания, умению откликаться на содержание текста, понимать текст, понимать задание к тексту, а также научить работать над техникой чтения. Педагогами и психологами выделяются умения смыслового чтения, при должной работе педагога и учащихся способные перейти в навыки. Исследуются особенности и параметры смыслового чтения, в частности особенности обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в зачаточной школе. Предлагаются разные приемы и приемы, которые способствуют успешному обучению смыслового чтения при работе с художественными текстами. В частности, приемы технологии формирования предельного мышления органично встраиваются в уроки литературного чтения и результативно помогают осмыслению художественных произведений. После изучения психолого–педагогической литературы в ходе нашего исследования была проведена опытно–экспериментальная работа, целью которой было изучить навыки смыслового чтения у учащихся 4 класса. Уровень сформированности навыков смыслового чтения почти у половины учащихся был на низком и среднем уровнях. Разработанные методические рекомендации и подобранные уроки помогут педагогам начальных классов обучить детей смысловому чтению. В них отражены условия организации обучения младших школьников и наиболее эффективные приемы работы. В рекомендациях отражены этапы формирования навыков смыслового чтения, группы трудностей, с которыми может столкнуться педагог, пути их преодоления. Представлено построение урока литературного чтения с точки зрения формирования навыков смыслового чтения и примеры заданий. Тем самым мы внесли вклад в разрешение выявленной проблемы исследования. Таким образом, считаем, что задачи исследования решены, цель достигнута. Наш опыт может быть использован учителями начальной школы в любом общем образовательном учреждении и приемлем для всех действующих образовательных учебно-методических комплектов.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. – М. : Изд–во Просвещение, 2015. – 486 c 2. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми–девяти лет / Л.И. Бельнькая. – М. : ВЦХТ, 2015. – 144 с. 3. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2016. – №1. – С. 1–53. 4. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. – М. : Либроком, 2010. – 360 с. 5. Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №2. – С. 2–54. 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с. 7. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М. : КомКнига, 2016. – 144 с. 8. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Мой учебник, 2017. – 256 с. 9. Григоренко, Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. … д–ра психол. наук / Е.Л. Григоренко. – Москва, 2012. – 299 с. 10. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста: Метод. пособие / Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд–во Саратовского университета, 2017. – 69 с. 11. Елачич, Е.А. Основные задачи детского чтения / Е.А. Елачич // Русская школа за рубежом. – 2013. – №2–3. – С. 3–68. 12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 2008. – 402 с. 13. Жупеева, Е.П. Стратегия смыслового чтения. Приемы ССЧ. / Е.П.Жупеева. М.: Наука, 2016. – 140 с 14. Заир–Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир–Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2015. –223 с. 15. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенкомдошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2018. – №9. – С. 3–41. 16. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. – 432 с. 17. Измайлова, Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р.Г. Измайлова // Начальная школа. – 2014. – №1. – С. 7–72. 18. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информции / Е.Ю. Коновалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010. – №3. – С. 67–71. 19. Кабайт Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками / Б.Т. Кабайт // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №7. – С. 4–26. 20. Кузьмин, Е.И. Читать или не читать… Зачем России Национальная программа поддержки чтения? / Е.И. Кузьмин // Вестник ЮНЕСКО. – 2017. – №6. – С. 22–25. 21. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматияпрактикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2017. – 512 с. 22. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М.: Изд–во МПСИ, 2015. – 535 с. 23. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Издво Моск. ун–та, 2011. – 584 с. 24. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 423 с. 25. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : «Искусство – СПб», 2018. – С. 14–285. 26. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – М. : «Педагогика», 2016. – 224 с. 27. Мосунова, Л.А. Влияние адекватного восприятия художественной литературы на развитие личности подростка / Л.А. Мосунова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №4. – 134–138. 28. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. … д–ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2016. – 291 с. 29. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.–метод. пособие / И.В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2017. – 144 с. 30. Нечаев, А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей / А.П. Нечаев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд–во МГУ, 2016. – С.8–51. 31. Неволин И.Ф. Познавательное чтение – ведущая форма непрерывного образования. Новые методы и средства обучения / И.Ф. Неволин – М.: Знание,2016. – 138 с. 32. Нижегородцева, Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С.7–62. 33. Обласова, Т.В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно–информационных умений школьников в процессе изучения литературы / Т.В. Обласова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – №150. – С. 41–49. 34. Полозова, Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с. 35. Попова, И.Г. Теоретические основы организации смысло–поискового обучения математике / И.Г. Попова // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». – 2017. С.5–33. 36. Рубинштейн, М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн. – М. : Мир, 2007. – 310 с. 37. Соколов, А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления / А.Н. Соколов. – М. : Изд–во Моск. Ун–та, 2017. – 192 с. 38. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.:Баллас, 2018. – 139 с. 39. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2015. –№5. – С. 3–42. 40. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 576 с. 41. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 7 томах. – М.: Просвещение, 2009. – 591 с. 42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]–Режим доступа: https://goo.gl/fXEew1. RE (дата обращения 17.12.2020) 43. Яссман, В.П. Психолингвистические аспекты понимания в процессе подготовки специалистов / В.П.Яссман – М.: Знание, 2015. – 127 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Повседневная жизнь Советского человека в 1920-1930х годах: социальные трансформации и жизнь в их условиях
Количество страниц:
32
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2020
Предмет:
История
курсовая работа
«Налоговая система в России: особенности, противоречия и пути их преодоления».
Количество страниц:
35
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
Методы планирования прибыли
Количество страниц:
27
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Мировая экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image