Введение 3 Раздел 1. Социокультурные перемены в повседневности 5 1.1. Организация досуга 5 1.2. Городское благоустройство 10 Раздел 2. Гражданское общество в повседневности 14 2.1. Институт семьи и брака 14 2.2. Студенчество и школа 21 Заключение 29 Список использованных источников и литературы 31

Повседневная жизнь Советского человека в 1920-1930х годах: социальные трансформации и жизнь в их условиях

курсовая работа
История
32 страниц
61% уникальность
2020 год
34 просмотров
Колесова А.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Раздел 1. Социокультурные перемены в повседневности 5 1.1. Организация досуга 5 1.2. Городское благоустройство 10 Раздел 2. Гражданское общество в повседневности 14 2.1. Институт семьи и брака 14 2.2. Студенчество и школа 21 Заключение 29 Список использованных источников и литературы 31
Читать дальше
Актуальность работы. Новая экономическая политика (НЭП) и все, что с ней связано по-прежнему остаются в центре внимания российских ученых. Наряду с традиционной проблематикой возникают новые направления в изучении этой неоднозначной для России эпохи. Прежде всего обратим внимание на тот факт, что исследования проблем, связанных с историей высшей школы в период НЭПа позволяют заявить о том, что в последние 10-20 лет проводились они в рамках интеллигентоведения. Главной культурной кампанией в начале XX в. стала борьба за «новый быт», включавшая в себя широкий перечень направлений: от привития элементарных правил санитарии и гигиены до воспитания нового человека с соответствующими моральными нормами и жизненными установками. Начавшиеся модернизационные преобразования были неотделимы от городской жизни. Цель работы – исследовать повседневную жизнь Советского человека в 1920-1930х годах: социальные трансформации и жизнь в их условиях. Задачи: - рассмотреть организацию досуга; - описать городское благоустройство; - рассмотреть институт семьи и брака; - проанализировать студенчество и школу.


У нас вы можете заказать дипломную работу по географии. Преподаватели и аспиранты выполнят качественную дипломную работу для вас.


. Объект исследования – Советский человек. Предмет исследования – социальные трансформации и жизнь. Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации. Теоретической основой исследования послужили научные работы в области изучения социальных трансформаций. Источниковой базой исследования послужили труды таких авторов, как Г.Г. Амалиевой, Н.А. Араловца, Е.А. Вишленковой авторы анализируют повседневную жизнь Советского человека в 1920-1930х годах. Происходившие социально-экономические изменения вели к увеличению численности городского населения, но перемещение сельских жителей в город не сопровождалось развертыванием социальной инфраструктуры. Потеряв связь с деревенской жизнью, многие крестьяне сложно включались в городскую жизнь. Традиционная сельская культура вступала в противоречие с городской, возникала типично маргинальная, так называемая «барачная» субкультура. Состояние жилого фонда, лишившегося хозяйского присмотра, катастрофически ухудшалось. Часть муниципализированных жилых домов вскоре пришлось пустить на топку. Частный сектор жилого фонда стремительно сокращался, а советская республика оказывалась все ближе к разрушению домового хозяйства. В современной научной литературе по рассматриваемой теме ряд авторов негативно оценивают государственную политику в отношении брака и семьи, проводившуюся в Советской России в 1920-е годы. Некоторые из них полагают, что данная политика была направлена на уничтожение этих институтов [1, 2]. Другие авторы считают, что государство в те годы якобы отказалось от обеспечения нетрудоспособных граждан, пытаясь тем самым сохранить за советской семьёй хозяйственные и воспитательные функции, традиционно находившиеся в ведении женщин. А это, по их мнению, препятствовало действительному раскрепощению женщин в рамках семейных отношений [3]. Следовательно, судя по вышеназванным оценкам, советская власть вела дело к дальнейшей дестабилизации семьи. Рассматривается процесс институциональной стабилизации советской семьи в 1920-е годы, которой в определённой мере удалось достичь после гражданской войны и ослабления семейных устоев. Показано, что проявлениями такой стабилизации стали: признание за семьей особой роли в функционировании хозяйственно-экономической сферы общественной жизни; развитие системы социального обеспечения семьи; изменение законодательства в сторону укрепления общих начал семейной собственности, обеспечения большего равенства между супругами и др. Проанализированы и некоторые ошибочные меры в семейной политике тех лет, выразившиеся в неоправданной либерализации отдельных процедурных вопросов брачных отношений. Но это лишь частично сдерживало процесс стабилизации советской семьи в рассматриваемый период. В работах начала ХXI вв., посвященных проблемам становления и развития высшей школы в 1920-е гг., можно наблюдать неоднозначность в оценке процессов, проходивших в сфере высшего образования в контексте взаимоотношений новой политической власти и представителей «старого мира». Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрена организация досуга; описано городское благоустройство; рассмотрен институт семьи и брака; проанализировать студенчество и школу. При всех сложностях и противоречиях развития в нашей стране в исследуемый период наблюдался процесс институциональной стабилизации семьи. Во-первых, это проявилось в укреплении её хозяйственно-правовых основ. Крестьянский двор получил юридический статус как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство. Особенностью такой крестьянской семьи-хозяйства было то, что она теперь в структурно-управленческом отношении строилась с соблюдением принципа равных прав и возможностей супругов. Во-вторых, в период НЭПа получила развитие система социального обеспечения семьи. Она теперь выстраивалась на новой основе с учётом функционирования товарно-денежных отношений. Во многом сохранялись патриархальные принципы жизнедеятельности семьи (особенно в сельской местности), приобретая советскую специфику, направленную на обеспечение большего равноправия супругов, что способствовало институциональной стабилизации семьи. В-третьих, на обеспечение устойчивости советской семьи были в определённой мере направлены и изменения в семейном законодательстве. Новой Кодекс законов о браке, семье и опеке (1926 г.) призван был юридически обеспечить большее равенство между супругами и укрепить общие начала семейной собственности. Была заменена норма раздельности супружеского имущества режимом его общности, восстановлен институт усыновления. Однако новации в семейном праве тех лет носили противоречивый характер. Поспешная либерализация ряда брачных норм (установление равенства прав супругов в зарегистрированном и незарегистрированном браке, упрощение процедуры развода и определения отцовства и др.) оказала определённое негативное влияние на процесс институциональной стабилизации семьи. Это выразилось в росте числа разводов и сожительств, в увеличении количества внебрачных детей. В-четвёртых, свидетельством институциональной стабилизации семьи стало и улучшение некоторых качественных параметров жизни, включая средний рост её ожидаемой продолжительности, улучшение продовольственного обеспечения населения. В-пятых, выражением институциональной стабилизации семьи в годы НЭПа явилось определённое усиление роли семейных ценностей в общественном сознании. В значительной мере это стало следствием сохранения значимости традиционно-религиозного фактора в облике советской семьи исследуемого периода. Таким образом, институциональная стабилизация семьи стала в 1920-е годы реальностью. Государству тогда удалось обеспечить устойчивость семьи как социального института. Это послужило необходимым условием для начала её постепенной трансформации от классической патриархальной к новой семейной модели – советской патриархальной семьи. В первой половине 1920-х гг. стало возможным участие студенческих представителей в заседаниях предметных комиссий отделений, где они имели возможность оценивать лекторское умение преподавателей и суть излагаемого материала. Среди основных претензий со стороны учащихся были: отсутствие в читаемых курсах элементов марксистско-ленинской идеологии и недостаточное владение ею самими педагогами, манера подачи материала и даже личные качества преподавателей. Реакция со стороны преподавателей на подобные выпады в свой адрес нередко была неоднозначной, в ряде случаев дело заканчивалось конфликтами.
Читать дальше
1. Амалиева Г.Г. Студенты и студентки (Казанский университет в 1920-1930-е годы) // Философский век. Альманах. История университетского образования в России и международные традиции просвещения. Вып. 28. Т. 1. СПб, 2005. – 585 с. 2. Араловец Н.А. Здоровье российского студенчества в 1920-е годы // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). Сборник научных статей. М., 2004. 412 с. 3. Вишленкова Е.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в ХIХ-ХХ вв. Казань: Казанский гос. ун-т, 2008. 4. Марков А.Р. Что значит быть студентом. Работы 1995-2002. М.: Новое лит. обозрение, 2005.- 487 с. 5. Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016. – 695 с. 6. Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление и развитие аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). – М.: РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2014. – 587 с. 7. Оришев А.Б. Тайны российской аграрной науки: тимирязевский прорыв. Монография. Б.м.: Издательские решения, 2016. – 657 с. 8. Оришев А.Б. О тенденциях в историографии НЭПа // Filo Ariadne. 2016. № 3. С. 37-46. 9. Оришев А.Б., Тарасенко В.Н. Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016. – 568 с. 10. Платова Е.А. Динамика образа жизни студенчества России (октябрь 1917-1927 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. СПб, 2007. – 123 с. 11. Пономарев А.В. Студенчество в вузовской политике советского государства в 1917-1927 гг. (На материалах Поволжья): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Саратов, 2011. – 145 с. 12. Постников Е.С. Российское студенчество на Родине и за рубежом. 1917-1927 гг.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. М., 2000. – 142 с. 13. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107-114. 14. Сальникова А.А., Амалиева Г.Г. Вновь о любви «без черемухи», или женщина в университете в 1920-е гг. // Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство. Казань, 2005. – 254 с. 15. Тарасенко В.Н. Быт период НЭПа: борьба старого и нового (историографические заметки) // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 2 (40). С. 161-171. 16. Хайруллина А.И. Социально-экономическая и общественно-политическая характеристика студенчества Восточно-педагогического института г. Казани в 1920-е годы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Казань, 2011. – 111 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Налоговая система в России: особенности, противоречия и пути их преодоления».
Количество страниц:
35
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Макроэкономика
курсовая работа
Методы планирования прибыли
Количество страниц:
27
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Мировая экономика
курсовая работа
Международный Суд ООН его состав и функции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Международное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image