«Гражданство Европейского Союза» (неофициальное наименование: «европейское гражданство») представляет собой один из наиболее своеобразных и неоднозначно оцениваемых доктриной институтов права Европейского Союза (ЕС), который требует нового осмысления самого понятия «гражданство» С одной стороны, гражданство ЕС – это юридическая и фактическая реальность, существующая с 1 ноября 1993 г. (со дня вступления в силу Договора о Европейском Союзе, включившего в Римский договор 1957 г. новую часть вторую «Гражданство Союза»).
В связи с этим, думается, можно говорить о том, что гражданство является условной категорией, которая во многом носит декларативный характер. В мире нет другого объединения, где государства - его члены отдавали бы ему, как это имеет место в ЕС, часть своего суверенитета; где наднациональные органы бы имели полномочия по решению вопросов, которые по конституции национального государства относятся к вопросам внутренней жизни; где были бы единая валюта и единое гражданство; где общие, наднациональные органы обладали правом издавать нормы права общего характера, юридически обязательные для всех физических и юридических лиц; где, наконец, наднациональные судебные органы наделялись бы правом на принятие решений прецедентного характера, имеющих обязательную силу как в отношении органов, должностных лиц и институтов самого наднационального объединения в целом, так и в отношении отдельных государств.
Отрицать наличие подобного гражданства – значит вступать в противоречие с юридическими нормами, закрепленными в учредительных документах ЕС и действующими на практике. С другой стороны, сам факт возникновения такого явления, как «гражданство Европейского Союза», заставляет как минимум частично скорректировать общепринятый тезис о том, что гражданство способно выступать атрибутом исключительно государства, которым ЕС не является.
В итоге, можно сказать, что с одной стороны – между Россией и ЕС много общего, тесные торгово-экономические, исторические и культурные связи, кроме того, и Россия и страны-члены ЕС входят в такие организации как ООН, ОБСЕ, Совет Европы, играют ключевые роли на мировой арене. Обмен студентами, информацией, различного рода отношениями может способствовать улучшению как Российского состояния в целом, так и Европейского. Однако каждая сторона продолжает диктовать свои условия и продвигать собственные интересы. Следует понимать, что ЕС на протяжении своей истории о реально не рассматривал возможность присоединения России, как собственно и Россия не видит себя в этом составе. Современный кризис в Украине и на Ближнем Востоке, отразившийся на всём мировом сообществе, и на России, и на ЕС как игроках на мировой арене, возможно, приведёт к положительным тенденциям в отношениях после урегулирования этих проблем, однако говорить о серьёзной экономической интеграции говорить еще рано.
Можно предполагать, что урегулирование сирийской проблемы в лице террористической группировки «Исламское государство» не решит европейской проблемы с потоком беженцев, но могло бы привести к консолидации политической элиты ЕС и России против навязывающей политики США. На этой основе могут быть пересмотрены и отношения – по некоторым позициям возможны взаимные уступки и восстановление торгово-экономических отношений.