Введение 3
Глава 1. Ономастикон литературных произведений 5
1.1 Теория ономастики в литературных произведениях 5
1.2 Литературные онимы и их функции в художественном тексте 8
Глава 2. Ономастикон произведений в контексте взросления героя на примере произведений «Детство» и «Отрочество» Л.Н. Толстого 16
2.1 Отражение ономастики на примере произведения «Детство» Л. Толстого 16
2.2 Ономастика на примере произведения «Отрочество» Л.Толстого 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Читать дальше
Итак, созданные в художественных произведениях Л.Н.Толстого образы вошли в русскую картину мира в виде символов, стереотипных представлений, «эмблематических картинок», компонентов фразеологических единиц. Во многом их закреплению в сознании русских людей способствовала школьная программа по литературе, но неверно было бы считать, что ей принадлежит ведущая роль в этом процессе. Созданные Толстым художественные образы связаны с базовыми культурными концептами, отражающими представления людей об устройстве мира.
Проведенное исследование показало следующее. Во-первых, определенные художественные образы, созданные Л.Н.Толстым, имеют в русской культуре устойчивые вербальные воплощения и символьные значения, лишь в общих чертах соотносимые с теми, которые вкладывал в них автор. Во-вторых, эти значения поддерживаются особенностями функционирования соответствующих слов и фразеологических единиц, а именно тем, каким образом современные носители русского языка употребляют их для наименования различных реалий.
Вопросы индивидуального авторского именования в последнее время изучаются все шире, но ономастическое творчество писателей отдельных литературных жанров изучено недостаточно. Особый интерес представляют особенности имен собственных в литературе, характеризующиеся особой яркостью и богатством авторского ономастикона. Впечатление определенности, реальность художественного пространства и времени, формируемое в литературных произведениях посредством особого ономастического фона, должно найти место для анализа.
Имена собственные, входящие в смысловое поле художественного текста, представляют собой особую сферу ономастики. Имена собственные могут иметь различную актуальность только в зависимости от типа художественного текста, его жанровой и семантической структуры, широты композиции и насыщенности ономастического пространства, эстетической значимости ономастических единиц текста. Поэтому целесообразно рассматривать не отдельные имена собственные, а их систему, то есть ономастикон.
Предпосылки исторического романа заложены в ранней художественной литературе, а фантастические элементы органично вписываются в исторический роман. Обращаясь к произведениям искусства, созданным Толстым в тот или иной период его творчества, необходимо более подробно изучить их жанровые особенности, а также проследить формирование образов героев и развитие различных тем, идей, мотивов, изложенных в них. Все это напрямую отражает творческую эволюцию Толстого.
Особый интерес для исследования в этом свете представляет ранняя художественная литература, которая закладывает основы художественных образов и персонажей, поддерживающих Толстого в будущем, а также сформировала авторскую манеру и разработала основные художественные принципы творчества, реализованные в последующих произведениях различных жанров.
Читать дальше
1. Агеева Р.А. Проблема топонимического субстрата / Р.А. Агеева // Номинация в ономастике: сб. науч. тр. -- Свердловск, 1991. – 657 с.
2. Агеева, Р.А. Происхождение имен / Р.А. Агеева. М.: Наука, 1985. - 243 с.
3. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века, ч. 1.- М.: Прометей, 1995. – 659 с.
4. Апресян, Ю.Д. Избранные труды Л. Толстого: в 2 т. / Ю.Д. Апресян. М.: Языки рус. культуры, 1995. - Т. 1. -- Лексическая семантика. - 472 с.
5. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия / Н.Д. Арутюнова. М., 1993. – 655 с.
6. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. -- М.: Языки рус. культуры, 1999. - 896 с.
7. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность: антология. М., 1997. – 457 с.
8. Бабаева, E.B. Отражение ценностей культуры в языке / Е.В. Бабаева // Язык, коммуникация и социальная среда: межвузов, сб. науч. тр. Воронеж, 2002. – 557 с.
9. Введенская Л. А., Колесников Н. П.. От собственных имен к нарицательным. М.: Просвещение, 1989. - 488 с.
10. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М: Наука, 1993. – 364 с.
11. Габинская О.А. Типология причин словотворчества. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1981. - 153 с.
12. Громов П. П.Толстой Л. Н. в русской критике: Сборник статей.— М., 1962. – 571 с.
13. Маимин Е. А. Лев Толстой: Путь писателя.— М., 1978. – 238 с.
14. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века, ч. 1.- М., Марк, 1993. – 471 с.
15. Никонов В.А. Имена персонажей. – В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». – Л., Наука, 1981. – 255 с.
16. Орхов А. «Исторический триптих А.К. Толстого» – М.: Худож. лит., 1982. – 674 с.
17. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии.- М., Наука, 1984. – 471 с.
18. Тархова Б. Драматическая трилогия; стихотворения / Вступ. Статья. – М.: Худож. лит., 1982 (Классики и современники)
19. Утехин Н. П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман: философские аспекты. М., 1979. – 534 с.
20. Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь. М.: Дет. Лит., 1981. – 244 с.
Читать дальше