Согласно Конституции Российской Федерации все обязанности по содержанию ребенка, а также по его воспитанию и социализации полностью возложены на родителей. При этом, существуют определенные условия в которых эти обязанности распространяются также и на других членов семьи – на бабушек и дедушек, других близких родственников, которые имеют контакты с ребенком.
Тем не менее, и общество, и государство играют очень важную роль в том, чтобы предоставлять различные блага и социальное обеспечение одному из родителей ребенка, всей его семье и, конечно, непосредственно самому ребенку. В Конституции Российской Федерации предусмотрено социальное обеспечение для организации воспитания ребенка, законодательство также предусматривает выплату социальных семейных пособий в связи с рождением ребенка, а также обеспечение его дальнейшего воспитания и ухода за ним до тех пор, пока он самостоятельно не сможет ухаживать за собой. Социальные выплаты могут постепенно видоизменяться, преимущественно дополняться другими формами социального обеспечения. К ним относятся такие, как:
Право социального обеспечения, несмотря на огромный массив нормативных правовых актов в сфере социальной защиты человека, не должно раствориться, преобразоваться, трансформироваться в социальное право с безграничным, не определенным собственным предметом и методом правового регулирования. Размывание этой самостоятельной, общепризнанной отрасли приведет к снижению эффективности правового регулирования, хаосу и в конечном итоге к тому, что социальная система станет неуправляемой.
На современном этапе назрела крайняя необходимость, и появились предпосылки проведения кодификации в законодательстве о социальном обеспечении. Окончательное решение данной проблемы в ближайшее время затруднено в силу ее сложности, бесконечных непродуманных, спонтанных, экспериментальных реформ, индифферентности законодательных органов, в связи с чем целесообразна поэтапная систематизация источников по отдельным видам социального обеспечения, примеры чему уже имеются (законы о детских пособиях, об охране здоровья, социальном обслуживании), обсуждение проекта Пенсионного кодекса РФ.
В условиях, когда социальная защищенность человека зависит от места его жительства, степени социально-экономического развития региона проживания, возможности бюджета и усиливающейся тенденции передачи на уровень субъектов РФ все большего числа социальных выплат и услуг, представляется чрезвычайно важным принятие в первую очередь кодифицированного системообразующего акта на уровне федерации в виде
Основ законодательства о социальном обеспечении, закрепляющих единый социальный стандарт по уровню, видам, условиям обеспечения, который не может быть понижен в субъектах РФ ни при каких обстоятельствах, и разграничивающих компетенцию в сфере правового регулирования социального обеспечения. Это позволит снизить существующее научно необоснованное расслоение в социальном обеспечении, избавиться от усмотренческого подхода, и тем самым снять социальную напряженность в обществе.
В целях повышения уровня гарантий социальных прав человека, создания равных возможностей в получении- государственной помощи и поддержки,. первичные нормы по «основным видам социального обеспечения должны содержаться, прежде всего, в> законах. Иные нормативные правовые акты должны закреплять лишь правовой механизм их реализации.