ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности дошкольного возраста 6
1.2. Особенности формирования информационно-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 9
Выводы по 1 главе 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИЛННО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 12
2.1. Диагностика уровня развития информационно-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста 12
2.2. Анализ результатов исследования 15
Выводы по 2 главе 18
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
3.1. Дидактическая игра как способ формирования информационно-коммуникативных способностей у дошкольников 19
3.2. Картотека игр для развития информационно-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста 21
Выводы по 3 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Изучив методическую литературу, проведя исследование и анализ состояния коммуникативных способностей можно сделать вывод, что развитие коммуникативности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.
Информационно-коммуникативные навыки — это процесс взаимодействия между детьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими, определяют формирующиеся взаимоотношения.
В работе проводилось теоретическое и практическое исследование развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Было рассмотрено, как развитие коммуникативных способностей влияет на взаимоотношение детей со сверстниками. Данные исследования показали, что процесс общения педагогов, родителей и детей стал эффективнее и вырос уровень развития детей по данной проблеме.
Во второй части работы описана диагностическая работа, проводимая с детьми старшей группы. На первом этапе была подобрана диагностика сформированности коммуникативных умений. По результатам мониторинга был построен комплексно - тематический план работы по формированию коммуникативных умений старших дошкольников.
Работа осуществлялась на основе составленного нами комплексно - тематического плана работы по формированию у старших дошкольников коммуникативных умений. Основываясь на данных начального этапа работы, а также учитывая особенности общения детей старшей группы, была разработана и апробирована систему педагогической работы, направленной на формирование коммуникативных умений.
Работа строилась по следующим направлениям:
1. Становление умения владеть средствами общения.
2. Формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение.
При этом использовались приемы игровой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям. Кроме того, вся опытно – экспериментальная работа строилась на основе личностно-ориентированного подхода, компенсаторных возможностей, особенностей эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, после проведенной работы по формированию коммуникативных умений наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативной сферы старших дошкольников.
Читать дальше
1. Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных способностей : для работы в подготовительной к школе группе / Е. Акулова // Дошкольное воспитание, 2017. — №6. — 270.
2. Александрова О.А. Формирование коммуникативных умений общения / О.А. Александрова. — М. : Просвещение, 2015. — 260 с.
3. Амосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В.В. Амосова // Начальная школа плюс До и После, — 2012. — № 3. — 180 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М. : Аспект пресс, 2015. — 368 c.
5. Арапова В.Г. Формирование навыков коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами риторики / В.Г. Арапова, В.Н. Атрощенкова // Логопед в детском саду, 2016. — № 8. — 240 с.
6. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. — Москва : Форум, 2015. — 142 c.
7. Артамонова С.В. Психолого-педагогические исследования особенностей коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях детской поликлиники / С.В. Артамонов // Логопедия, 2017. — №1. — 290 с.
8. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика, 2016. — № 1. — 265 с.
9. Бидова С.М. Психолого-педагогическое сопровождение по социально-коммуникативному развитию детей 6 – 7 лет с нарушениями речи / С.М. Бидова, И.А. Кукиева, Л.В.Фандикова // Логопедия. — 2015. — № 4. — 230 с.
10. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. — М. : Издательство Московского университета, 2015. — 200 c.
11. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. — М. : Аркти, 2015. — 196 с.
12. Василика М.А. Основы теории коммуникации. — М. : Гардарики, 2016. — 615 с.
13. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2–е изд., испр. и доп. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — М. : Педагогическое общество России, 2003. — 240 с.
14. Волковская Т.Н. Организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию социально-коммуникативной сферы детей с недостатками речи / Т.Н. Волковская // Логопед в детском саду. — 2015. — № 2. — 190 с.
15. Воронова А.П. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3-6лет) / А.П. Воронова, О.В. Защиринская, Т.А.Нилова, Л.М.Шипицына. — СПб. : Изд – во Детство – Пресс, 2017. — 384 с.
16. Выготский Л.С. Конспект об игре. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М. : , Эксмо, 2004. — 512 с.
17. Давидчук А.Н. Обучение и игра: 3-5 лет / А.Н. Давидчук. - Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Мозаика-Синтез, 2015. — 164 c.
18. Дерябина О.В. Развитие социально-коммуникативного взаимодействия у заикающихся дошкольников: методические рекомендации. — Н. Новгород : Нижегородский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского, 2015. — 180 с.
19. Дмитриев А. Е. Дидактика начальной школы. Учебник и практикум / А.Е. Дмитриев, Ю.А. Дмитриев. — М.: Юрайт, 2016. — 172 с.
20. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников/ С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. — Москва : Издательство МГУ, 2016. — 142 c.
21. Козырева О.А. Разработка комплекса диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / О.А. Козырева // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2015. — № 4. — 180 с.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А.Г. — М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. — 384 с.
23. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М. : Просвещение, 1997. — 212 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина - 7-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 158 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 705 с.
26. Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности: Старший дошкольный возраст / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. — 2017. — №6. — 210 с.
27. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. — М. : Академия, 2014. — 151 с.
28. Эльконин Даниил Борисович // Словарь персоналий : психология от А до Я / сост. В. Сонин. — Москва : Флинта, 1997. — 149 c.
Читать дальше