?>
Введение …………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений младших школьников и проявления ими агрессивности …………………….. 9 1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………...……… 9 1.2 Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми …………………………...……………………. 14 1.3 Общая характеристика и основные понятия агрессии в отечественной и зарубежной литературе …………………………………….………………….. 18 1.4 Причины детской агрессии ………............................................................... 23 Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности ……… 28 2.1 Методологические принципы исследования …………………………….. 28 2.2 Организация и планирование исследования ………………………….….. 29 2.3 Характеристика выборки исследования ………………………………….. 30 2.4 Методы и методики исследования ……………………………..…………. 31 Глава 3. Результаты эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности ……… 38 3.1 Результаты исследования по методике «Социометрическое исследование» ………………………………………………………………………………...…. 38 3.2 Результаты исследования по методике Басса-Дарки ………………….… 39 3.3 Результаты исследования по методике Филлипса …………………...….. 43 3.4 Результаты исследования по методике многофакторного исследования личности Кеттела/Детский вариант ……………………………………...…… 45 3.5 Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» (Л.М. Шипицыной) …………………………………………………………… 46 3.6 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………………… 47 Практические рекомендации ………………………………………………….. 53 Выводы ……………………………………………………………….………… 55 Заключение ……………………………………………………….…………….. 56 Список литературы …………………………………………………………….. 58 Приложение …………………………………………………………….………. 62

Особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности

дипломная работа
Психология
61 страниц
81% уникальность
2021 год
57 просмотров
Гурьянова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений младших школьников и проявления ими агрессивности …………………….. 9 1.1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………...……… 9 1.2 Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками и взрослыми …………………………...……………………. 14 1.3 Общая характеристика и основные понятия агрессии в отечественной и зарубежной литературе …………………………………….………………….. 18 1.4 Причины детской агрессии ………............................................................... 23 Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности ……… 28 2.1 Методологические принципы исследования …………………………….. 28 2.2 Организация и планирование исследования ………………………….….. 29 2.3 Характеристика выборки исследования ………………………………….. 30 2.4 Методы и методики исследования ……………………………..…………. 31 Глава 3. Результаты эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности ……… 38 3.1 Результаты исследования по методике «Социометрическое исследование» ………………………………………………………………………………...…. 38 3.2 Результаты исследования по методике Басса-Дарки ………………….… 39 3.3 Результаты исследования по методике Филлипса …………………...….. 43 3.4 Результаты исследования по методике многофакторного исследования личности Кеттела/Детский вариант ……………………………………...…… 45 3.5 Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» (Л.М. Шипицыной) …………………………………………………………… 46 3.6 Анализ и интерпретация полученных результатов ……………………… 47 Практические рекомендации ………………………………………………….. 53 Выводы ……………………………………………………………….………… 55 Заключение ……………………………………………………….…………….. 56 Список литературы …………………………………………………………….. 58 Приложение …………………………………………………………….………. 62
Читать дальше
Опыт межличностных отношений с другими людьми, сверстниками или взрослыми, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. В последнее время основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей особенно привлекает внимание педагогов и психологов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Актуальность исследования детской агрессивности определяется особенностями общественной жизни на современном этапе.


Хотите заказать курсовую работу качественно ? Наши авторы напишут лучшую работу для вас.


. На сегодняшний день дети входят в мир, который весьма сложный по своим установкам и содержанию социализации. Связано это с перенасыщенным характером информации, оказывающим глубокое воздействие на детскую психику, у которых пока нет четкой жизненной позиции и защитных механизмов. Также связано это с ритмом и темпом научно-технических преобразований, которые предъявляют новые требования к детям. Сложность современного мира связана с нарушением последовательности между поколениями, отсутствием духовности и внедрением посторонних традиций, ценностей, с падением культурного и образовательного уровня подрастающего поколения. Тяжело бывает определить: является ли детская агрессивность признаком психического заболевания или это психологическая возрастная особенность, или это просто дефект воспитания. Еще одна сложность заключается в том, что находится на стыке таких наук, как психологии, педагогики, социологии, философии. Однако, в любом случае, агрессивность имеет естественную связь с личностью, указывает на любые ее отклонения в формировании и затрудняет социальную адаптацию взрослеющего человека. Агрессивные дети представляют собой такую категорию, которая малоуправляема и с трудом поддается терапии психолого-педагогическими средствами. Важно определить причины, которые вызывают агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить последующее разрушение в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально значимых контактов. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, А. Басса, Л. Берковица, А. Бандуры, С Розенцвейга, А.В. Петровского, Л.М. Семенюка, Ф.Е. Василюка, Я.Л. Коломинского, Ю. В. Егошкина и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Д. Ричардсон, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, О.Ю. Михайлова, Т.Н. Курбатова, А.А. Реан, С. Фешбек, Т.Г. Румянцева и другие. Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась В.В. Абраменковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Я.Л. Коломинским, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г.Утробиной, Д.И. Фельдштейн и другими. Результаты анализа научных исследований и образовательной практики показывают наличие противоречий: между возрастающими общественными потребностями в решении проблемы роста агрессии у детей и недостаточным вниманием учреждений образования к решению данной проблемы; между потенциальными возможностями социально-педагогической деятельности в решении проблемы профилактики агрессии у детей и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий осуществления этой задачи в учреждениях образования; между необходимостью взаимодействия с родителями в решении проблемы профилактики агрессии у подростков и их нежеланием включаться в активное сотрудничество на принципах социального партнерства с педагогами. Проблема исследования: в чем заключается теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения младших школьников, и каковы методы, формы психологической деятельности по профилактике такого поведения? Объект исследования – учащиеся младших классов. Предметом исследования выступают особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессии. Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. Гипотеза исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста в школьном классе характеризуются высоким уровнем агрессивности и враждебности. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический обзор проблемы межличностных отношений младших школьников. 2. Проанализировать причины детской агрессии. 3. Изучить и сопоставить уровни агрессивности младших школьников. 4. Установить взаимосвязи между проявляемой агрессивностью младших школьников и особенностями их межличностных отношений. 5. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования. 6. Разработать практические рекомендации для педагогов и психологов по развитию межличностных отношений младших школьников. Для решения поставленных задач и использован следующий комплекс методов исследования: - теоретические методы (анализ и синтез психологической, педагогической литературы, сравнение и обобщение данных); - эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ учебной документации и продуктов деятельности детей, эксперимент) - математические методы: (ранжирование, регистрация, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов эмпирического исследования). Для проверки гипотезы в исследовании использовались психодиагностические методики: - Методика многофакторного исследования личности Кеттела/Детский вариант; - Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; - Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; - Методика «Социометрическое исследование»; - Методика «Незаконченные предложения» (Л.М. Шипицыной). Структура работы обусловлена логикой исследования. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цель и задачи, объект и предмет, гипотезу предстоящего исследования. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает аспекты изучения межличностных отношений младших школьников и проявления ими агрессивности. Во второй главе проводится описание организации и методов экспериментального исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. Третья глава посвящена результаты проведения эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. В заключении приводятся основные выводы, достигнутые в процессе написания работы.  

Читать дальше
Агрессия - очень деструктивная и сложная эмоция, которая причиняет вред не только тому, кто ее выражает, но и тем, на кого она направлена. В психологии различают несколько видов агрессии, с которыми так или иначе сталкивался практически каждый человек. Многочисленные исследования показывают, что человек, проявляющий агрессию, обязательно должен дать волю эмоциям, но искать наиболее приемлемый путь. Это снизит уровень агрессивности и не даст ей стать опасной. Одна из основных причин проявления агрессии и провоцирования конфликтов: отсутствие нормальных норм поведения и коммуникативных навыков. Выход - специальные психотерапевтические программы, помогающие чувствовать себя увереннее в обществе, приобретать коммуникативные навыки. Агрессивное поведение у детей получило широкое распространение в последние годы и находится в центре внимания социологов, социальных психологов, врачей, сотрудников правоохранительных органов, сотрудников образовательных учреждений. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детстве, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. В социально-педагогической деятельности с агрессивными детьми важно уделять внимание вопросу предотвращения агрессивного поведения. Этот процесс должен сопровождаться специальной социально-педагогической программой, которая будет включать в себя комплекс мероприятий, направленных на обучение детей приемлемым способам выражения гнева, навыкам контроля и управления собственным гневом, развитие конструктивных коммуникативных навыков, обучение родителей и учителей методам конструктивного, эффективного взаимодействия с детьми; будет осуществляться в комплексном взаимодействии специалистов общеобразовательного учреждения: социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя. Основными факторами, определяющими формирование агрессивности у детей, являются: сверстники, семья, СМИ. Дети учатся агрессивному поведению через прямое подкрепление, а также через наблюдение за агрессивными действиями. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что младшим школьникам в большей степени свойственны такие черты, как вспыльчивость, импульсивность, склонность к выражению агрессии косвенно, окольным путем, а не прямо; и в то же время настороженность, подозрительность, замкнутость в поведении. По результатам диагностики дети отмечают, что они легко раздражительны, и их часто одолевает гнев. Часто они не могут справиться с желанием причинить вред другим людям, чтобы защитить свои интересы. Они отмечают, что довольно часто испытывают злость, ненависть, раздражение по отношению к обидчикам. Дети реже думают, что все можно решить «мирно», без споров, конфликтов и раздражений. Поставленная цель реализована. Гипотезы исследования подтвердились. Для данного исследования существует множество перспектив дальнейшего исследования проблемы.
Читать дальше
1. Акопян, А.А. Формирование межличностных отношений младших школьников / А.А. Акопян, М.А. Абелян // Наука и образование сегодня. – 2018. - №7. – С. 69-72. 2. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 14 (73). - С. 243-245. 3. Антонян, Ю.М. Криминальная патопсихология. / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. – 248 с. 4. Бегиева, Б.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиев, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. - 2020. - №26. - С. 29-31. 5. Бережная, А.М. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / А.М. Бережная, Е.С. Лукьяненко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2016. - №11. – С. 61-70. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Питер, 2008. - 398 с. 7. Бэрон, Р. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб: Питер, 2009. – 325 с. 8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 159 с. 9. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982. - 432 с. 10. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. - 1993. - №3-4. - С. 14-19. 11. Долгова, В.И. Проявление агрессивности младших школьников / В.И. Долгова, Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. - №44. – С. 239-243. 12. Забегалина, С.В. Агрессивность у младших школьников / С.В. Забегалина, А.Ю. Тюрина // Бизнес. Наука. Образование. Проблемы, перспективы, стратегии. Материалы Российской научно-практической конференции с международным участие. – 2015. – С. 116-119. 13. Запруднова, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / А.А. Запруднова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Сборник статей по материалам XCI студенческой международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 38-43. 14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1998. - 360 с. 15. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. — 368 с. 16. Кон, И.С. Какими они себя видят? / И.С. Кон. – М.: Знание, 1975. – 93 с. 17. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е.И. Косянчук, О.Н. Косянчук // Юный ученый. – 2017. - №1. – С. 13-141. 18. Ласкин, А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания / А.А. Ласкин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. - №6. – С. 119-124. 19. Ляхов, А.В. Специфика организации детского коллектива в начальной школе / А.В. Ляхов, И.Е. Декман, Е.В. Ермолаева // Мир педагогики и психологии. – 2020. - №3. – С. 31-41. 20. Масагутов, Р.М. Детская и подростковая агрессия / Р.М. Масагутов. – Уфа, 2008. – 101 с. 21. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. - №6. – С. 30-34. 22. Панкова, О.А. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками / О.А. Панкова // Актуальные вопросы науки: материалы 49-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 70-74. 23. Печенкина, К.О. Особенности межличностных отношений младших школьников / К.О. Печенкина, Е.А. Евсецова // Психолого-педагогическое сопровождение творческого саморазвития личности в инновационной образовательной практике. Сборник статей участников III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 280-285. 24. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова. – СПб.: «Речь» 2009. – 336 с. 25. Попов, В.А. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков / В. А. Попов. — М.: Академия, 2013 — 176 с. 26. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 27. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. – Мн.: Университетское, 1991. - 148 с. 28. Соковни, И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / И. Соковни - М.: Просвещение, 2009 – 107 с. 29. Смирнова, Д.В. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте / Д.В. Смирнова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 342-348. 30. Смирнова, Т.П. Коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Р./на Дону, 2010. – 154 с. 31. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2009. – 408 с. 32. Черная, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте / А.В. Черная, Е.С. Лукьяненко. – Ростов-на-Дону: ООО «Фонд науки и образования», 2014. – 104 с. 33. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92. 34. Шевырдяева, К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников / К.С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - №4. - С. 25-29. 35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Поворот России на Восток и государства Северо-Восточной Азии
Количество страниц:
32
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Нормы права
Количество страниц:
26
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
разработка рекламных мероприятий в системе мерчендайзинга на местах продаж для магазина "Bershka"
Количество страниц:
35
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Реклама и PR
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image