Хотите заказать курсовую работу качественно ? Наши авторы напишут лучшую работу для вас.
. На сегодняшний день дети входят в мир, который весьма сложный по своим установкам и содержанию социализации. Связано это с перенасыщенным характером информации, оказывающим глубокое воздействие на детскую психику, у которых пока нет четкой жизненной позиции и защитных механизмов. Также связано это с ритмом и темпом научно-технических преобразований, которые предъявляют новые требования к детям. Сложность современного мира связана с нарушением последовательности между поколениями, отсутствием духовности и внедрением посторонних традиций, ценностей, с падением культурного и образовательного уровня подрастающего поколения. Тяжело бывает определить: является ли детская агрессивность признаком психического заболевания или это психологическая возрастная особенность, или это просто дефект воспитания. Еще одна сложность заключается в том, что находится на стыке таких наук, как психологии, педагогики, социологии, философии. Однако, в любом случае, агрессивность имеет естественную связь с личностью, указывает на любые ее отклонения в формировании и затрудняет социальную адаптацию взрослеющего человека. Агрессивные дети представляют собой такую категорию, которая малоуправляема и с трудом поддается терапии психолого-педагогическими средствами. Важно определить причины, которые вызывают агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить последующее разрушение в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально значимых контактов. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, А. Басса, Л. Берковица, А. Бандуры, С Розенцвейга, А.В. Петровского, Л.М. Семенюка, Ф.Е. Василюка, Я.Л. Коломинского, Ю. В. Егошкина и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Д. Ричардсон, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, О.Ю. Михайлова, Т.Н. Курбатова, А.А. Реан, С. Фешбек, Т.Г. Румянцева и другие. Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась В.В. Абраменковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Я.Л. Коломинским, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г.Утробиной, Д.И. Фельдштейн и другими. Результаты анализа научных исследований и образовательной практики показывают наличие противоречий: между возрастающими общественными потребностями в решении проблемы роста агрессии у детей и недостаточным вниманием учреждений образования к решению данной проблемы; между потенциальными возможностями социально-педагогической деятельности в решении проблемы профилактики агрессии у детей и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий осуществления этой задачи в учреждениях образования; между необходимостью взаимодействия с родителями в решении проблемы профилактики агрессии у подростков и их нежеланием включаться в активное сотрудничество на принципах социального партнерства с педагогами. Проблема исследования: в чем заключается теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения младших школьников, и каковы методы, формы психологической деятельности по профилактике такого поведения? Объект исследования – учащиеся младших классов. Предметом исследования выступают особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессии. Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. Гипотеза исследования: межличностные отношения детей младшего школьного возраста в школьном классе характеризуются высоким уровнем агрессивности и враждебности. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический обзор проблемы межличностных отношений младших школьников. 2. Проанализировать причины детской агрессии. 3. Изучить и сопоставить уровни агрессивности младших школьников. 4. Установить взаимосвязи между проявляемой агрессивностью младших школьников и особенностями их межличностных отношений. 5. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования. 6. Разработать практические рекомендации для педагогов и психологов по развитию межличностных отношений младших школьников. Для решения поставленных задач и использован следующий комплекс методов исследования: - теоретические методы (анализ и синтез психологической, педагогической литературы, сравнение и обобщение данных); - эмпирические методы (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, анализ учебной документации и продуктов деятельности детей, эксперимент) - математические методы: (ранжирование, регистрация, количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая и графическая обработка результатов эмпирического исследования). Для проверки гипотезы в исследовании использовались психодиагностические методики: - Методика многофакторного исследования личности Кеттела/Детский вариант; - Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; - Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; - Методика «Социометрическое исследование»; - Методика «Незаконченные предложения» (Л.М. Шипицыной). Структура работы обусловлена логикой исследования. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цель и задачи, объект и предмет, гипотезу предстоящего исследования. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает аспекты изучения межличностных отношений младших школьников и проявления ими агрессивности. Во второй главе проводится описание организации и методов экспериментального исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. Третья глава посвящена результаты проведения эмпирического исследования межличностных отношений младших школьников с разным уровнем агрессивности. В заключении приводятся основные выводы, достигнутые в процессе написания работы.