В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены основные понятия самоменеджмента; описаны особенности применения самоменеджмента; описан самомененджмент и личные качества в педагогической деятельности; рассмотрена реализация самоменеджмента в образовательных организациях; проведен анализ результатов исследования; представлено совершенствование самомененджмента педагога.
В условиях педагогического процесса в общем и педагогического общения в частности каждый из выделенных аспектов имеет свою специфику. В педагогическом общении перцептивный компонент раскрывается через своеобразие ролей участников взаимодействия. Педагогический процесс ориентирован на формирование и развитие личности обучающихся, проходящих ряд этапов, которые являются предпосылками мировоззрения и зрелого сознания. На первом этапе педагог выступает обладателем сформировавшейся личности, носителем представлений о целях и механизмах развития личности обучающихся. Характер педагогического общения, а именно, построение диалога, определяется индивидуально-психологическими и профессиональными качествами, особенностями личности учителя. В связи с чем, выделим необходимые профессиональные качества педагога: умение отмечать и адекватно оценивать индивидуальные особенности детей, их склонности, интересы, настроения. Если учитывать эти особенности, то педагогическое общение будет эффективным.
Второй компонент, предполагающий обмен информацией, также обусловлен характером взаимоотношений участников диалога. На раннем этапе педагогического взаимодействия дети еще не выступают равноправными участниками обмена информацией, так как не имеют достаточного количества знаний. Педагог, в свою очередь, выступает носителем человеческого опыта, который заложен в основную образовательную программу в виде предметных результатов обучения. Однако, этот фактор еще не означает, что процесс обучения является односторонним, он все равно носит субъект-субъектный характер. В современной образовательной практике простое сообщение знаний оказывается недостаточным. Активизация собственных усилий по усвоению информации является необходимым условием эффективной организации педагогического процесса. В этом процессе особое значение приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение обучающимися необходимой информации и ее использование относительно к разнообразным условиям. Дети становятся равноправными участниками образовательного процесса, по мере овладения большим количеством предметных результатов и последующим их применением относительно разных условий их применения.
В коммуникативном компоненте педагогического общения механизмами межличностного восприятия выступают: проецирование, идентификация, децентрация, эмпатия и стереотипизация. Проецирование рассматривается как неосознанная склонность личности приписывать другим свои личные переживания, мотивы, качества. Децентрация характеризуется как способность личности воспринимать мнение другого человека при этом отходя от собственных эгоцентрических позиций.
Дефицит времени при непрерывно увеличивающейся интенсивности труда является ситуацией, которая свойственна почти для всех управляющих по всему миру.
Доказано, что единым выходом из сложившейся ситуации сейчас является создание целостной системы, так именуемого самоорганизации собственного труда управляющего.
Персональный менеджмент является областью познаний, которая занимается исследованием организации собственного труда сотрудника, которая основана конкретно на использовании различных достижений науки, передового опыта, а также использовании технических средств. Вообще персональный менеджмент дает возможность самым наилучшим образом установить определенное взаимодействие меж сотрудником, а также применяемыми техническими средствами во всем процессе исполнения его должностных обязанностей. Определенная степень готовности управляющего, а также специалиста к высокоэффективной работе определяется в первую очередность знаниями и умениями, а также навыками, некими свойствами личности. Рационально осуществлять свой собственный умственный труд, а также создать наиболее благоприятные условия для роста его эффективности является главной задачей, которая приобретает в наше время чрезвычайно важное значение.
Изменения - реакция образовательной организации на перемены во внешней среде. Внешняя среда оказывает различное воздействие на обра зовательную систему, которое может проявляться в различных формах, предоставляя подходящие условия и возможности для ее эффективного функционирования и развития или формируя угрозы для ее существования. Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное по степени, характеру и периодичности влияние на образовательную систему образовательной организации. Сюда входит экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая и другие составляющие. Происходящие во внешней среде изменения, возрастание ее сложности и неопределенности усиливают воздействие на образовательную организацию.
Что касается внутренней среды образовательной системы образовательной организации, то ее можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая является интегрированной характеристикой и отражает систему ценностей, культивируемые нормы деловых возможностей и поведения, разделяемые персоналом образовательной организации.
Способность образовательной организации добиваться своих целей в условиях рынка, на котором с аналогичными целями действуют другие образовательные организации, характеризуется понятием «конкурентоспособность». Конкурентоспособность определяется стратегией, имиджем и реакцией на изменения спроса и предложения.
Рассмотрена практика реализации персонального менеджмента.
Анализ позволил выработать следующие рекомендации.
Руководителю образовательной организации по самоорганизации:
- Выполнять не только месячное и годовое планирование, но и ежедневное.
- Своевременно осуществлять контроль исполнения поручений.
- Совершенствовать методы работы с применением автоматизированных средств управления, аппаратного и программного обеспечения.
- Рассмотреть возможность ввода дополнительных видов внеурочной деятельности.
- Творчески подходить к решению поставленных задач, быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям.
Руководителю образовательной организации по работе с коллективом:
- При подборе персонала учитывать разные творческие способности и темпераменты педагогов.
- Принимать дополнительные меры по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе.
- В решении задач использовать коллективные методы работы.
- Организовать более тесное взаимодействие между заместителями директора образовательной организации.
- Принять дополнительные меры по обеспечению безопасности учащихся.
Методические рекомендации доведены до руководителей исследуемых образовательных организаций.