В финансовой системе субъекта Российской Федерации основным звеном, обеспечивающим устойчивое его финансовое состояние как самостоятельного государственного образования, является бюджетная система региона. Бюджет субъекта Российской Федерации в соответствие с Бюджетным кодексом РФ выступает формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач, функций и исполнения расходных обязательств субъекта РФ.
Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из него происходит финансирование территориальных потребностей, в нем проявляется бюджетная политика, проводимая на данной территории. Параметрами регионального бюджета на самом общем уровне являются бюджетные доходы, бюджетные расходы и бюджетный дефицит. Рациональное соотношение объемов данных параметров регионального бюджета дает возможность определять не только качество самого бюджета, но и его действенность как регулятора развития субъекта Федерации.
Для него характерны те же принципы формирования и исполнения, что и для федерального бюджета, они закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Особо стоит выделить принципы единства бюджета, самостоятельности и сбалансированности бюджета.
Как экономический инструмент региональный бюджет способен количественно и качественно влиять на социально-экономические процессы территории. Количественное влияние на экономическое положение региона выражается в выделении средств на содержание действующих учреждений и характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Определяя объем средств, поступающих в распоряжение региона, а также размер финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении хозяйствующих субъектов, устанавливая направления наиболее эффективного использования бюджетных средств, территориальные органы власти могут воздействовать на развитие региона в желаемом направлении. Качественная сторона воздействия связана с превращением бюджета в стимул развития экономики. Подобное возможно, если условия, принципы и методы образования бюджетов регионов, направления использования бюджетных средств удается органически увязать с экономическими интересами различных субъектов хозяйствования, отдельных граждан и территорий. Качественная сторона воздействия бюджета на развитие региона предполагает активное влияние системы доходов бюджета и форм финансирования на интересы различных субъектов хозяйствования. Таким образом, количественная сторона воздействия регионального бюджета на уровень социально-экономического развития территории позволяет рассматривать его в качестве экономического регулятора, а возможности качественного влияния дают основания говорить о нем, как об инструменте стимулирования.
В ходе функционирования регионального бюджета возникают экономические отношения между органами исполнительной власти региона (государством) и экономическими субъектами; государственными структурами и населением; государственными ведомствами (региональный уровень) и непроизводственной сферой. В большинстве случаев эти взаимоотношения количественно измеримы в стоимостном масштабе. Активное участие бюджетных средств в расширенном общественном воспроизводстве и удовлетворении социальных потребностей обусловливает определенное влияние экономических законов на бюджет субфедерального уровня. Аккумулирование денежных средств в региональный бюджет и их последующее использование определяют уровень самостоятельности бюджета региона, проявляющейся через обеспечение общественных и гражданских потребностей, стабилизацию, восстановление и развитие экономического потенциала, выполнение социальных задач в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Самостоятельность также предусматривает и глубокую ответственность органов государственной власти за рациональное и эффективное расходование бюджетных средств. Органы представительной и исполнительной власти регионов, мобилизуя денежные средства в бюджетном фонде, имеют возможность осуществлять развитие приоритетных отраслей промышленности, агрокомплекса, экологии, транспорта и связи.
Региональный бюджет неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода, создаваемого в секторе материального производства. Совокупный объем бюджета (без участия федеральных ресурсов) взаимосвязан и взаимозависим от уровня развития общественного производства в регионе. Также размер бюджета региона зависит от совокупности социальных потребностей населения, необходимость удовлетворения которых регламентируется за счет бюджетных средств.
Бюджет региона играет первостепенную роль в финансировании экономических и социальных целевых программ, инвестиционных проектов. Важной функцией бюджета региона является размещение на местных предприятиях заказов для обеспечения общерегиональных нужд, а также предоставление субвенций отдельным предприятиям. Финансовая поддержка отраслей, экономически значимых для региона, региональные программы развития малых и средних предприятий и индивидуального предпринимательства способствуют развитию общественного производства, занятости населения, следовательно, укрепляется доходная база бюджета. Расходы бюджета на воспроизводство рабочей силы и поддержка социально незащищенных слоев населения региона служат удовлетворению личностных интересов граждан. Бюджет служит своего рода мультипликатором поступления на территорию других (небюджетных) ресурсов – долевое финансирование, вложения в территориальную инфраструктуру влекут за собой увеличение притока финансовых ресурсов на территорию.
Региональный бюджет занимает определенное промежуточное место в бюджетной системе: получая финансовую помощь из федерального бюджета, он сам оказывает аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам). Причиной такого положения является тот факт, что регионы и находящиеся в их пределах муниципальные образования существенно отличаются друг от друга по своему социально-экономическому и бюджетному потенциалу, а также по потребностям в бюджетных ресурсах. В последнее время социально-экономическое назначение регионального бюджета в Российской Федерации стало широко представляться с помощью средств массовой информации, в частности периодических печатных изданий, где регулярно издаются подробные и разнообразные отчеты об исполнении бюджета. Они выпускаются в разных формах с комментариями аналитиков, специалистов бюджетных учреждений о результативности расходования бюджетных средств с указанием источников финансирования, и ориентированы на различные категории потребителей информации.