ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НЕЗАВИСИМАЯ И ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННЫЕ 5
1.1. Независимая переменная 5
1.2. Зависимая переменная 8
Глава 2. КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ, ЭЛИМИНАЦИЯ И СОЗДАНИЕ КОНСТАНТНЫХ УСЛОВИЙ 12
2.1. Контроль переменных, элиминация, создание константных условий 12
2.2. Балансировка, контрбалансировка, рандомизация 15
2.3. Отличие реального эксперимента от идеального 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Читать дальше
Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи между двумя явлениями, А и В. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями. Первый признак - это разделение причины и следствия во времени и предшествование причины следствию.
Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия по сравнению с аналогичным объектом, который не подвергался такому воздействию, у него есть основания говорить, что экспериментальное воздействие вызвало изменение состояния объекта.
Вторая особенность - наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием). Изменение значения одной из переменных должно сопровождаться изменением другой.
Третий признак - причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает другие возможности объяснения отношений А и В, кроме как причинно-следственные, и все другие альтернативные причины явления не исключаются.
Экспериментальная гипотеза о причинно-следственной связи между этими двумя явлениями проверяется следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую причину: она выступает как экспериментальное следствие, в результате - изменение состояния объекта - регистрируется с помощью измерительного прибора.
Экспериментальный эффект служит для изменения независимой переменной, которая является непосредственной причиной изменения зависимой переменной.
Экспериментатор должен контролировать внешние ("другие") переменные экспериментальной ситуации. К числу внешних переменных относятся:
1) побочные переменные, порождающие систематическую путаницу, приводящую к появлению недостоверных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых);
2) дополнительная переменная, существенная для изучаемой связи между причиной и следствием. При проверке гипотезы уровень дополнительной переменной должен соответствовать ее уровню в исследуемой реальности.
Например, при изучении взаимосвязи между уровнем развития прямой и косвенной памяти дети должны быть одного возраста. Возраст в данном случае является дополнительной переменной. Дополнительная переменная, которая особенно важна для эксперимента, называется "ключевой".
Управляющей переменной называется дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте становится второй основной.
Суть эксперимента заключается в том, что экспериментатор изменяет независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и управляет внешними (побочными) переменными.
Среди зависимых переменных выделяются основные. Базисная переменная - это единственная зависимая переменная, на которую влияет независимая переменная.
Читать дальше
1. Адлер Ю. П. Введение в планирование эксперимента / Ю.П. Адлер. - М., - 2018. - 160 c.
2. Барабанщиков В.А. Экспериментальный метод в психологии. Экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - № 1. – 116 с.
3. Божович Л.И., Славина Л.С. психология детского подражания (экспериментально-психологическое исследование). Культурно-историческая психология. - 2017. - № 2. – 106 с.
4. Бродский, В. З. Введение в факторное планирование эксперимента / В.З. Бродский. - Москва: Мир, - 2019. - 224 c.
5. Величковский Б.Б. Проблемы экспериментальной психологии на ХХIХ международном психологическом конгрессе. Экспериментальная психология. - 2019. - Т. 2. - № 1. – 116 с.
6. Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство / Новосибирск, - 2015. – 223 с.
7. Гаврилова Е.В. Особенности изучения эмоционального компонента творческого процесса в современной экспериментальной психологии. Современная зарубежная психология. - 2013. - Т. 2. - № 1. - 234 с.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1: Пер. с франц. - М.: Мир, - 1992. – 213 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, - 1988. – 120 с.
10. Григорьев Ю. Д. Методы оптимального планирования эксперимента. Линейные модели. Учебное пособие: моногр. / Григорьев Юрий Дмитриевич. - М.: Лань, - 2018. - 929 c.
11. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. Теоретическая и экспериментальная психология. - 2019. - Т. 2. - № 3. – 291 с.
12. Дементьев Ю.Н., Гончаров В.И., Негодин К.Н., Умурзакова А.Д. экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии. Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - Т. 3. - № 2. – 322 с.
13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб: Питер, - 2017. – 320 с.
14. Козельская А.В. Психология жизненных ресурсов личности: опыт экспериментального исследования. Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 5. - № 3. – 289 с.
15. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. Учебник для ВУЗов. М.: Изд-во ЧеРо, - 2015. – 521 с.
16. Ламкина С.А. Оперативный механизм градостроительного регулирования пространственно-планировочной организации поселения с использованием методов экспериментальной психологии. Вестник гражданских инженеров. - 2011. - № 2 (27). – 283 с.
17. Марченко О.П. Экспериментальные исследования в области психологии и психофизиологии на международной конференции "физиология развития человека. Экспериментальная психология. - 2019. - Т. 2. - № 3. - 123 с.
18. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, - 1985. – 125 с.
19. Митькин А.А. Новые книги по экспериментальной психологии восприятия. Экспериментальная психология. - 2018. - Т. 1. - № 1. – 167 с.
20. Пантюхин С.С. Актуальные вопросы применения статистических методов при обработке результатов экспериментальных исследований в психологии и педагогике. Современная наука: теоретические, практические и инновационные аспекты развития. / Отв. ред. О.П. Чигишева. Ростов-на-Дону, - 2018. – 170 с.
21. Погодин Д.Ю. Вклад Г.И. Россолимо в развитие экспериментального направления в психологии начала ХХ века. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, - 2017. – 231 с.
22. Терехова Т.А., Пахно И.В., Бажина У.Н. Экспериментальная психология: теория и практика. учебное пособие / Иркутск, - 2016. – 214 с.
23. Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента / Ч. Хикс. - М.: Мир, - 2018. - 408 c.
24. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып.1-2. М.: Прогресс, - 1966. – 222 с.
25. Эльконин Б.Д., Бугрименко Е.А., Лагутина А.Е., Поливанова К.Н., Савельева Е.Н., Филиппова Е.В. Основы экспериментальной психологии развития. Отчет о НИР № 97-06-80407 (Российский фонд фундаментальных исследований). - М., - 2017. – 121 с.
Читать дальше