Введение 3 Глава 1. Исследование личности подростка в психолого-педагогической литературе 6 1.1 Понятие и структура личности 6 1.2 Личность подростка 10 1.3. Ценности и ценностные ориентации у современного подростка 12 Глава 2. Исследование личности современного подростка 20 2.1.Описание методики исследования 20 2.2. Описание и анализ результатов исследования 22 Заключение 33 Список литературы 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38

Личность современного подростка: структура, ценности, установки

курсовая работа
Психология
35 страниц
53% уникальность
2020 год
149 просмотров
Близнякова Я.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Исследование личности подростка в психолого-педагогической литературе 6 1.1 Понятие и структура личности 6 1.2 Личность подростка 10 1.3. Ценности и ценностные ориентации у современного подростка 12 Глава 2. Исследование личности современного подростка 20 2.1.Описание методики исследования 20 2.2. Описание и анализ результатов исследования 22 Заключение 33 Список литературы 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
Читать дальше
Подростковый возраст называется переходным возрастом, потому что в этот период происходит своего рода переход от детства к зрелости, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - это наполовину ребенок, наполовину взрослый: детство уже прошло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослой жизни пронизывает все аспекты развития подростка: его анатомо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие - и все виды его деятельности. Подросток - самый трудный и сложный из всех детских возрастов, период становления личности.


Не откладывайте время, чтобы купить кандидатскую . Закажите на нашем сайте


. В то же время это важнейший период, потому что здесь формируются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Именно в этом возрасте чаще всего возникают конфликты ребенка с родителями и учителями, снижается интерес к учебе, появляются такие отрицательные личностные качества, как грубость, вспыльчивость, агрессивность. Поэтому учителю необходимо знать возрастные психологические особенности этого возраста. Уметь постепенно и разумно перестраивать свои отношения с подростками, признавая их право на большую независимость и независимость. Однако на практике учителя часто не учитывают психологические особенности этого возраста, не знают конкретных методов организации учебно-досуговой деятельности подростков, не хотят перестраивать собственные отношения со взрослыми учениками. Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей также определяется тем, чего от него ждут семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагаются, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. Многие ученые установили, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, на каком историческом этапе этого развития он находился. Актуальность исследования: изучение интересов подростков имеет первостепенное значение при анализе их личности. Часто интересы являются главными мотивами подростка к любой деятельности. Также интересы - это главное в формировании дальнейшей жизни подростка, так как часто старшеклассник опирается на их интересы при выборе специальности и дальнейшего жизненного пути. Успешная познавательная деятельность требует интереса и желания получать все больше и больше знаний, навыков и умений. Интерес к получению информации и успехи подростка в школе напрямую взаимосвязаны. Исследованием личности занимались такие ведущие психологи как А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, С.Н. Мельник. Отдельные точки зрения про формирование личности подростка рассматривались в работах А.М. Прихожан, А.В. Толстых, Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. По мнению А.Н. Леонтьева Процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу. Непосредственно перед «вторым рождением» личность обладает уже сложившейся в результате предшествовавшей деятельности достаточно устойчивой иерархией мотивов, но оказывается перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т. п. Естественно, это требует большой работы самосознания. Ключевым показателем прохождения этапа «второго рождения» личности выступает первый самостоятельный и ответственный поступок человека. Гипотеза: у подростков в целом преобладают ценности полюса роста и развития, свободы от тревоги в противовес ценностям самозащиты и избегания тревоги. Данные ценности влияют на успеваемость подростка. Цель исследования: изучение личности современного подростка, ее структуру, ценности и установки. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были обозначены следующие задачи исследования: –проанализировать и обобщить опубликованные данные по исследованиям особенностей развития психики подростка; –дать общий обзор подросткового возраста; –исследовать психологические свойства личности подростка; – провести диагностику личностных особенностей подростка, провести анализ полученных результатов исследования. Объект исследования: личность подростка (12-16 лет ). Предмет исследования: ценностные установки подростков. Методы исследования: наблюдение; тестирование; исследование ценностных ориентаций подростков по опроснику С.Шварца; модифицированная методика терминальных и инструментальных ценностных ориентаций М. Рокича в адаптации С.В.Молчанова; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Читать дальше
Гипотеза, высказанная в начале исследования, подтвердилась. Действительно, чем лучше ребенок разбирается в предмете, тем ему интереснее. Когда у подростка возникают разногласия с учителем, он / она часто теряет интерес к предмету, который изучает. Большинство старшеклассников проходят дополнительные курсы по интересующему их предмету. Это увеличивает уровень знаний, а значит, и интерес. Также из-за слишком высокой академической нагрузки во время подготовки к экзаменам старшие ученики теряют всякий интерес к чему-то другому, они слишком устают и предпочитают проводить свободное время, отдыхая перед телевизором или компьютером. Согласно полученным данным, наиболее важными ценностями для опрошенной группы подростков были «лояльность к группе» и «забота о благополучии участников», стремление подростков быть надежными и заслуживающими доверия членами группы. Позиция этой мотивационной цели подтверждается важностью сверстников и референтных групп в подростковом возрасте: "Группа играет центральную функцию в процессе обеспечения независимости ее членов, что связано с общими заботами об освобождении от родительской власти, поиском статуса и сексуальной идентификации. Группы сверстников предлагают множество возможностей для построения новых отношений с собой и с другими, помогая вам понять себя и свою цель, позволяя вам испытать чувство риска и проверить свои силы в конкурентной ситуации. . Кроме того, одной из развивающих задач в подростковом возрасте по концепции Р. Хевигхерста является построение новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола, становится важным влияние группы. Среди значимых ценностей опрошенной выборки - также ценность «репутация», которая представлена в форме защиты и влияния путем поддержания имиджа в обществе и недопущения унижений. Для подростков важно не только быть частью группы, но и определенным образом представлять свою личность в этой группе. Вторая по важности мотивационная цель - погоня за удовольствием и чувственным удовлетворением. Ценностная позиция «гедонизм» значительно усиливается в ценностной иерархии исследуемой выборки по сравнению с результатами, представленными С. Шварцем. Этот факт может иметь двоякое объяснение. С одной стороны, это влияние возрастной специфики обследуемой выборки. Подростковый возраст характеризуется приобретением «атрибутов» взрослого образа жизни, в том числе вредных привычек. В дополнение к этой особенности, на этом этапе развития молодой человек знакомится со своим телом, которое сильно меняется. Таким образом, подросток может осознать свое тело через удовлетворение физических потребностей, получение чувственных удовольствий. с другой стороны, иерархия ценностей - это объект, чувствительный к влиянию социальных и экономических условий. На этом историческом этапе общество находится в состоянии удовлетворения основных человеческих потребностей. Однако маркетинговые инструменты продолжают создавать новые, разнообразные потребности, побуждающие людей находить способы их удовлетворить. Таким образом, столь высокий статус ценности «гедонизм» может быть связан с изменением роли и значения чувственных удовольствий в обществе в целом. Ценность «независимости» представлена высокими значениями в исследуемой выборке. Мотивационным содержанием этой ценности является свобода развития собственных идей и навыков, а также свобода определять свои собственные действия. Высокое значение этой ценности имеет прямое отношение к периоду отрочества, когда перед подростком стоит задача обрести независимость, обрести эмоциональную независимость от родителей и других взрослых. Развитие личной автономии характеризуется гетерохронизмом и структурной неоднородностью ее составляющих. Когнитивная автономия развивается быстрее и служит основой для развития поведенческой и ценностной автономии, что, в свою очередь, создает условия для развития эмоциональной автономии. Система взаимоотношений между подростками и родителями и их сверстниками - важнейшая предпосылка развития личной автономии. По мнению респондентов, в целом преобладают ценности полюса роста и развития, свободы от страха в соответствии с мотивационным континуумом С. Шварца, в отличие от ценностей самозащиты и избегания страха. Ценности социальной ориентации и самоопределения встречаются вместе с ценностями личностной ориентации и самоутверждения, открытости к изменениям. Наименее популярными являются консервативные ценности, ориентированные на избегание перемен, самоограничение и порядок. 
Читать дальше
1. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика)/ О.С. Анисимов // Мир психологии. - №4, 2008. - С. 178-189. 2. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики / Б.А. Барабанщиков // Психология. - №1, 2003. - С. 45-47. 3. Белинская Е.П. Концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е.П. Белинская // Психология. - №4, 2007. - С. 25-31. 4. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности / Л.И. Божович.– М.: Просвещение, 2008. – С.51-54. 5. Возмитель А.А. Альтернативы социокультурного развития России / А.А. Возмитель. –М.: изд. РГСУ «Союз», 2005. – С.54-55. 6. Волков Б.С. Психология подростка./ Б.С. Волков.– М.: Педагогическое общество России, 2001. – 322 с. 7. Гаврилюк В.В., Трикоз В.Н. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, В.Н. Трикоз// Социологические исследования. - №1, 2002. - С. 96-105. 8. Геворкян Т.В. Семья как фактор развития ценностных ориентаций подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.00 / Т.В. Геворкян. - Оренбург, 2010. - 232 с. 9. Герцен С.М. Динамика ценностных ориентаций молодёжи в изменяющейся России (межпоколенный подход): дис. канд. соц. наук: 22.00.00. / С.М. Герцен.- Тюмень, 2012. - 30 с. 10.Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. –Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496 с. 11. Егорычева И.Д. Ценностные ориентации как отношение подростков к миру и методика их диагностики / И.Д. Егорычева// Мир психологии.– № 4, 2011.–– С. 182-196. 12. Елишев С.О. Ценностные ориентации современной российской молодежи, особенности процесса их формирования и осуществления молодежной политики. Социологические исследования социальных проблем современного российского общества. Т. 1./ С.О. Елишев, К.С. Таланова –М.: Макс Пресс, 2014. – 84 с. 13. Елишев С.О. Молодёжь как объект социализации и манипуляций. 2- е издание. / С.О. Елишев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. – 64 с. 14. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. / Н.А. Журавлева.–М.: ИП РАН, 2006. – 335 с. 15. Зубенко Н.Ю. Воспитание ценностных ориентаций подростков в образовательном учреждении: монография./ Н.Ю. Зубенко.– М.: Компания Спутник+, 2008. – 253 с. 16. Карпушина Л.В. Психология ценностей российской молодежи: монография. / Л.В. Карпушина.–Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. – 252 с. 17.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова// Вопросы психологии.– № 4,2000. – С. 28-33. 18. Кожеурова Н. С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) / Н.С. Кожеурова// Культура. Политика. Молодежь: сб. науч. ст. М., 2001.– Вып. 4. –Ч. 1. –С. 147-165. 19.Крапивка И.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: региональный аспект: дис. канд соц наук: 22.00.00/ И.А. Крапивка. - Краснодар, 2011. - 187 с. 20. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Д.А. Леонтьев.- 2012. - С. 372-377.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
«Учебные проблемы одаренного ребенка»
Количество страниц:
14
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Новые индустриальные страны в мировой экономике
Количество страниц:
26
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Мировая экономика
реферат
Кавказская война 1856-1864
Количество страниц:
17
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2020
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image