Настало время подвести общую черту и сделать завершающие основные выводы. Можно утверждать, что поставленные во введении задачи были выполнены. Была дана общая характеристика коллективных творческих дел, выделены их признаки, стадии, виды, выявлены воспитательные возможности КТД на теоретическом уровне и на практике.
Что теперь известно о КТД? Во-первых, это одна из форм воспитательной работы. Основателем КТД является доктор педагогических наук Иванов Игорь Петрович. Согласно его определению коллективные творческие дела – это общая борьба воспитанников и воспитателей за улучшение окружающей жизни, где педагоги – это старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Учение Иванова И.П. имеет множество сторонников в современном мире. В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности.
Признаками КТД являются: работа в коллективе, креативность, развитие у воспитанников творческого мышления. Эти признаки позволяют отлить КТД от других форм воспитательной работы.
КТД имеет шесть самостоятельных стадии, имеющие определённый порядок, нарушать который нельзя. Даже во взрослом коллективе, как видно на примере из второго параграфа второй главы, стадии идут в той же последовательности, которая предложена авторами-теоретиками.
Существует несколько видов КТД: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные, спортивно-туристические. Выделить важность какого-то отдельного вида КТД не возможно, все они в равной степени влияют на формирование личности. Каждый вид способен развить в личности воспитанника самые лучшие человеческие качества.
Каждый из методов помогает педагогам при проведении воспитательной работы, правильно используя механизм коллективных творческих дел, развивать в своих воспитанниках нравственные, умственные, физические, трудовые и эстетические качества, то есть обращается внимание на все стороны личности: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенную.
На протяжении уже нескольких десятилетий коллективные творческие дела занимают особое место в сфере воспитания последующих поколений. Данный метод способен учитывать психологию подросткового и юношеского возраста, а это очень важно учитывать.
Таким образом, коллективные творческие дела имеют большие воспитательные возможности.
Главное соблюдать определённые условия: педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива; лидерство педагога должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации и эмоционального фона в коллективе, творческая атмосфера, открытость, дружелюбие участников, позитивный настрой, четкость в технологии проведения КТД, эффективность разделения обязанностей, увлеченность и поглощенность деятельностью участниками.
Вышеуказанные условия важны как при использовании метода в юном коллективе: в детских садах, школах, так и в более взрослом – в университетах. Ведь для человека важно и необходимо окружение, позволяющее чувствовать, что его принимают таким, каков он есть.
Коллективные творческие дела дают хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых в процессе воспитания. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, технологическую деятельность большее количество детей и взрослых.
Применение метода КТД увеличивает шансы сделать жизнь коллектива более яркой, насыщенной, интересной.
Становления творческой личности очень важно для общества. Так как развитие положительных внутренних качеств каждого отдельного человека способствует улучшению жизни всего общества в целом. Ведь коллективные творческие дела позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки: милосердие, добродушие, отзывчивость, гуманность и т.д.; способности: сопереживать, слушать, делиться самому; потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Таким образом, коллективная творческая деятельность является эффективным средством при формировании активной и осознанной личности.
Кроме того, велика вероятность, что у метода коллективных творческих дел большое будущее в мире педагогики. Всё больше воспитателей, учителей, преподавателей говорят о его эффективности, доказывают это, проводя свои исследования при непосредственной работе со своими воспитанниками и учениками.
Но главное, нужно не забывать, что существуют другие формы воспитательного процесса, которые тоже имеют свою значимость. Их применение совместно с методом коллективных творческих дел усиливает эффект. И, возможно, в скором времени такой синтез приведёт к созданию нового механизма воспитания.