В ходе работы получены логические выводы.
Эффект Веблена является нарушением закона спроса, и если все остальное равно, чем выше цена конкретного товара, тем больше спрос. Согласно концепции «демонстративного потребления», представители богатых проявляют себя как состоятельные люди, покупая множество продуктов не потому, что эти продукты удовлетворяют индивидуальные потребности, а потому, что они «превосходны» среди других. Реализация этого эффекта сопровождается так называемой демонстрационной ценой, преднамеренно предвзятой надбавкой, отражающей эксклюзивные характеристики продукта.
Эффект Веблена - это пример нефункционального спроса в экономике. Основываясь на приведенных выше теоретических данных и практических примерах, можно с уверенностью сказать, что потребители с высоким социальным статусом выберут более дорогой из двух абсолютно идентичных товаров. Также будет много аргументов в пользу того, что этот продукт лучше, качественнее и надежнее. На самом деле эти претензии оказываются ложными побуждениями, самообманом, но не мешают потребителям совершать покупки.
Эффект Веблена - это заметное потребление, которое возникает, когда вы потребляете товары, недоступные для обычного потребителя из-за высоких цен. Такое потребление связано с желанием доказать монополию человека, который может себе позволить такое потребление.
Возможно, наиболее важной характеристикой Торстейна Веблена как мыслителя был его критический склад ума. Он критически относился как к окружающей действительности, так и к теории, которую он обнаружил, включая экономическую теорию. Основными объектами его критики были классическая и неоклассическая теория, то есть периферическая теория. Другими словами, это первый абстрактный канон, о котором мы говорили в первую очередь. Что ненавидел Веблен в классической политической экономии? Прежде всего, это снова телеология. Я должен возвращаться к этому слову снова и снова. Закон естественного права. Его не удовлетворил тот факт, что классики считали, что общество развивается в соответствии с предопределенными Богом законами природы. Его не устраивала идея либерализма, что общество должно развиваться в сторону прогресса. Его не удовлетворил прагматизм. Это смесь узких усилий по полезности, усилий по социальной полезности и нормативного подхода и анализа фактов. С этой целью Веблен очень критически относился к классической политической экономии. Он считал, что классики не объясняют, как одно социальное явление вызывает другое. К их анализу нет генетического подхода, но они разделены на простые классификации, то есть категории. Но неоклассикализм ему не подходил, и не более того. Фактически, Веблен изобрел термин неоклассицизм, потому что ему не нравились классики настолько, что он назвал Маршалла и других маржиналистских неоклассиков.
Поскольку Веблен был принципиальным эволюционистом и отстаивал эволюцию экономических и социальных систем, неоклассический статический и сбалансированный подход ему абсолютно не подходил. Он также не был удовлетворен человеческой моделью, в которой была развита теория периферизма. Эта модель рациональна, а модель максимизации полезности, которая, конечно, не историческая, не имеет ничего общего с исторической достоверностью и нереалистична. На самом деле Веблен обладает такими красноречивыми чертами человека, из которого родились маржиналисты.
Как известно, в отличие от женщин-предпринимательниц, не знающих ни прошлого, ни будущего, у человека Веблена уходит корнями в прошлое. Он во власти этого знакомого образа мышления. И эти методы, заимствованные из прошлого, не могут полностью соответствовать современным требованиям и слишком инерционны.
Нарушение закона спроса наблюдается, когда мотивом покупки является не объективное желание потребить товар или услугу, а субъективное желание продемонстрировать финансовую компетентность. Повышение цены на товар или услугу не снижает, а приводит к увеличению спроса для определенной группы потребителей.
Продукция демонстрирует аналогичный рост спроса с ростом цен, но является одним из наиболее доступных товаров повседневного спроса.
Исходя из существующих тенденций развития мирового рынка, можно утверждать, что интерес к исследованиям влияния эффектов Веблена на поведение потребителей не пропадет, а, наоборот, усилится. Во-первых, потому, что наиболее авторитетное потребление растет по мере выхода населения из кризиса. Людям нравится, и они хотят показать свое благополучие другим. Другими словами, вы покупаете товары премиум-класса. Также люди теперь мечтают отличаться от других. И это возвращает нас к увеличению показателей спроса на товары, не имеющие аналогов, но переоцененные.
На развитие экономической теории часто влияют доминирующие рыночные условия. Меняющиеся реалии заставляют производителей искать новые пути развития, но это требует теоретической поддержки их деятельности. Затем начинаются исследования, эксперименты и сбор эмпирических данных, после чего добавляются совершенно новые теории или дополняются существующие. Принимая во внимание текущую рыночную реальность и учитывая, что степень развития проблемы все еще недостаточна, можно с уверенностью утверждать, что интерес к этому вопросу не исчезнет, и будет расти параллельно с ростом авторитарного потребления.
Конечно, уже есть много работ, раскрывающих концепцию эффекта Беблина и его влияние на спрос на продукцию, но все они требуют пересмотра и оценки с точки зрения новых рыночных условий. Это вопрос и перспектива развития этого дела.
О влиянии эффекта Веблена на неэкономические аспекты жизни Р. Корнифф выразил очень интересную мысль в своей книге «Естественная история богатых».
Помимо непосредственных экономических выгод, отношение богатых часто навсегда улучшает качество жизни других. Враждебные демонстрации богатых привели к «превращению множества авторитетных навыков в практические навыки». Богатые люди включают текстиль, металл, корабли в море, кожаную обувь, мелко нарезанное зерно и пшеничный хлеб, пластик, водопровод и канализацию (первый американский унитаз со смывом появился в эксклюзивном мужском клубе читального зала), керамика, стекло, автомобили, письмо и книги. Богатые не обязательно изобретали эти новые технологии, но они спонсировали мастеров, которые это делали. Они сделали эти нововведения частью расточительного потребления, и остальное общество начало имитировать. По словам автора, был процесс, в котором развлечения для богатых стали частью повседневной жизни обычных людей, и, в процессе, за последние 10 000 лет, уровень жизни привел к постепенному, но резкому повышению.
Эффект Веблена играет все более важную роль в поведении потребителей по мере увеличения доли авторитетного потребления. Этот процесс является одним из важных факторов для дополнительных функций и развития экономики в целом, а также влияет на селекционные характеристики потребителей определенных товаров.
Однако долгое время потребительское поведение, сформированное в рамках этих практик, оставалось периферией как в экономиках с акцентом на вопросы производства и распределения, так и в социологии, которая отдает предпочтение изучению трудовых процессов и трудовых отношений, отношений конфликтов и неравенства. ... чаще изучалась структура потребительского рынка, состав и мотивация участников, а организационная и институциональная структура процесса потребления изучалась в основном маркетологами, а не социологами. В то же время понятие «потребление» становится атрибутом общества и имеет многомерный и многофункциональный социальный характер, поскольку его невозможно выяснить без изучения потребительского поведения различных социальных групп.