ЕВРАЗ ЗСМК является крупнейшим в Сибири и самым восточным в РФ предприятием по производству стали. По объему производства он входит в пятерку крупнейших в стране и тридцатку крупнейших в мире сталелитейных заводов. Комбинат занимает территорию общей площадью более 3 тыс. га в Новокузнецке (Кемеровская область). Входит в пятерку крупнейших в мире производителей железнодорожных рельсов. ЕВРАЗ ЗСМК выступает в качестве генерального поставщика рельсовой продукции для ОАО РЖД. С 1 июля 2011 года ОАО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» объединил ЗСМК и НКМК. В состав ЕВРАЗ ЗСМК входят площадка строительного проката и площадка железнодорожного проката.
Выручка ЕВРАЗа за последнее десятилетие вполне коррелирует с производством стали и отражает значительные изменения в структуре компании. На доходах отразились не только продажи активов, но и изменение цен на руду, уголь и сталь, а также проблемы на основных рынках сбыта. Если в 2010 году выручка холдинга оценивалась в 13,3 млрд долларов, то в 2019 году этот показатель снизился до 11,9 млрд, что на 11% ниже в сравнении со стартом отчетного периода. За все десятилетие результат 2019 года оказался наиболее низким, а наивысший показатель доходов был зафиксирован в 2011 году, когда компания еще не начала «большую распродажу» иностранных активов.
Снижение выручки не следует считать признаком кризиса, ведь компания остается лидером российской металлургии по доходам. Скорее, это адаптация к ситуации, сложившейся в металлургии и результат политики, направленной на продажу непрофильных или избыточных мощностей. К примеру, за десятилетие ЕВРАЗ избавился от активов по добыче энергетического угля, зато в несколько раз нарастил добычу коксующихся углей, которые используются для собственных нужд и отгрузки сторонним потребителям в виде концентрата или готового кокса.
На фоне падения выручки за десятилетие зафиксировано 33-процентное снижение чистой прибыли. Если в 2010 году этот показатель составил 548 млн долларов, то к концу отчетного периода он сократился до 365 млн долларов. Оба результата не являются чем-то выдающимся для российской металлургии, но обеспечивают стабильное положение холдинга на рынке. Среди прочего, в 2019 году стартовало несколько крупных инвестиционных проектов, в том числе на основных российских площадках: НТМК и ЗСМК. Это свидетельствует о наличии у компании средств на реализацию программы развития.
Показатель прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации также отражает сокращение производственных возможностей ЕВРАЗа в отчетном десятилетии. В частности, если в 2010 году EBITDA составил 2,35 млрд долларов, то в 2019 году он сократился до 1,79 млрд долларов.
Десятилетие с 2010 по 2019 годы оказалось для ЕВРАЗа противоречивым. С одной стороны компания сохранила свое второе место в списке производителей стали. Впрочем, и это весьма относительно, ведь 10 лет назад на первой строке находилась «Северсталь», которая также распродала все зарубежные активы, а сейчас «титул» лидера российской металлургии носит Группа НЛМК. Вместе с тем, первое место по выручке пока закреплено за ЕВРАЗом, который сохранил свои позиции и в 2020 году (по итогам первого полугодия).
За десятилетие компания продала ряд металлургических активов в Европе и Южной Африке и закрыла одно из предприятий в США, что сказалось на совокупном производстве стали. Вместе с тем, в этот период был запущен мини-завод по производству арматуры в Казахстане, реализован ряд масштабных проектов на российских и североамериканских площадках. Рубеж десятилетия также принес знаковые новости о продолжении программы реконструкции на предприятиях в РФ и США. Среди них следует выделить организацию нового производства (выплавка + прокатка листа) на ЗСМК, реконструкцию рельсовых мощностей НТМК и строительство рельсобалочного цеха в американском Пуэбло. Совокупные затраты на три указанных проекта превышают 1,2 млрд долларов, что свидетельствует о больших амбициях ЕВРАЗа. Впрочем, пандемия несколько скорректировала эти планы, поэтому российские «стройки века» будут реализованы позже, а проект в США остается в силе.
В дальнейшем будущее ЕВРАЗа выглядит если не безоблачным, то вполне стабильным. Компания сохраняет статус одного из крупнейших мировых производителей стали, имеет вертикально-интегрированную структуру, начиная от добычи руды и коксующегося угля и завершая производством продукции с высокой добавленной стоимостью (рельсы, трубы, сортовой, фасонный, листовой прокат, ж/д колеса, шпунт и пр.). Широкая номенклатура проката обеспечивает лидерство сразу в нескольких сегментах, что должно сыграть на руку ЕВРАЗу и в кризисные времена.