ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ 4
1.1 Понятие и сущность потребительских расходов 4
1.2 Структура и виды потребительских расходов 8
1.3 Факторы, влияющие на уровень потребительских расходов 11
2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ В РОССИИ 16
2.1 Оценка влияния потребительских расходов на уровень жизни населения России через призму доходов и расходов 16
2.2 Анализ структуры и динамики потребительских расходов домохозяйств России в разрезе разных социальных групп 21
2.3 Проблемы потребительских расходов в России 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ В РОССИИ 30
3.1. Потребительские расходы населения как фактор эффективного спроса в условиях современной российской экономики 30
3.2 Перспективы оптимизации структуры и динамики потребительских расходов в России 34
3.3 Роль потребительских расходов в экономике государства 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Читать дальше
В результате проделанной работы решены следующие задачи: рассмотрены понятие и сущность потребительских расходов; описана структура и виды потребительских расходов; выявлены факторы, влияющие на уровень потребительских расходов; проведена оценка влияния потребительских расходов на уровень жизни населения России через призму доходов и расходов; проведен анализ структуры и динамики потребительских расходов до-мохозяйств России в разрезе разных социальных групп; описаны проблемы потребительских расходов в России; выявлены потребительские расходы населения как фактор эффективного спроса в условиях современной российской экономики; обоснованы перспективы оптимизации структуры и динамики потребительских расходов в России; определена роль потребительских расходов в экономике государства. Последние несколько месяцев посткарантинной реальности в России выдались достаточно сложными для всех. Компании и потребители в равной степени боролись с последствиями пандемии. Вследствие ограничительных мер, принимаемых правительственными органами, и тяжелой глобальной ситуации на рынках, поведение потребителей меняется все быстрее, что отражается на структуре и объемах потребления во всех категориях товаров и услуг, включая продовольственные товары, развлечения, здравоохранение и т. д. То, что казалось необычным вчера, уже стало привычным сегодня. Цифровизация повседневной жизни, ставшая основным катализатором изменений, помогает открывать новые возможности как для компаний потребительского сектора, так и для самих потребителей, ускоряя трансформацию рынка и сознания потребителей. Поэтому важно понимать, насколько потребительское поведение и клиентский опыт претерпели изменения к настоящему моменту, и как они будут эволюционировать в будущем.
Переход части россиян на удаленный режим работы (а детей – на удаленный режим учебы) подстегнул спрос на телекоммуникационное оборудование в марте, а затем – его «вторую волну» в конце апреля – мае. При этом спрос на компьютерную технику поначалу упал, но в мае начал расти и концу месяца сильно превзошел прошлогодние показатели. Возможно, сказывается накопившаяся за время изоляции и удаленной работы (или учебы) неудовлетворенность имеющейся техникой. Расходы на связь в целом сократились (кроме последней недели мая) – судя по всему, из-за общего сокращения общения, а также из-за того, что оно частично переместилось в интернет.
На некоторые отнесенные в эту группу категории спрос сократился существенно. Так, значительно упали расходы на одежду и обувь – в режиме самоизоляции и дистанционной работы потребности в обновлении гардероба нет, кроме того, нет и лишних денег.
Сократились траты на товары для хобби и игрушки, однако по этой категории падение ощутимо замедляется – возможно, магазины, торгующие такими товарами, активизируют покупки онлайн и доставку, кроме того, скучающих в самоизоляции детей необходимо чем-то занимать. Падение в этой категории, судя по всему, частично компенсируется активизацией покупок цифровых товаров (в том числе онлайн-игр), причем спрос на эту категорию довольно заметно вырос к концу апреля, однако затем начал снижаться.
В целом же результаты показывают значительную глубину падения потребительского спроса россиян. Оно обусловлено как недоступностью ряда товаров и услуг, изменением образа жизни, так и возросшей экономией из-за снижения доходов. При этом видна адаптация граждан к ситуации и новые зарождающиеся тенденции, которые, возможно, продолжатся и после окончания периода самоизоляции: усиление внимания к дому (его обстановке и технической оснащенности), вложения в удаленное рабочее место, использование личного или «индивидуального» (типа такси) автотранспорта из-за эпидемиологических рисков, переключение на коммуникацию через интернет вместо мобильной связи. Как будут проявлять себя эти тенденции в будущем – тема для дальнейших исследований.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федера-ции» от 24.10.1997 « 134-ФЗ (ред. от 12.06.2020). СПС Консультант Плюс.
Литература
1. Белов В.И. Сравнительный анализ реальных располагаемых до-ходов населения в регионах Российской Федерации на современном этапе ее развития // Juvenis scientia. - 2019. - № 1. - С. 19–102.
2. Власова С.С. Динамика формирования реальных доходов насе-ления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4. - С. 16–181.
3. Гришина Е.Н. Денежные доходы как основной индикатор уровня жизни населения России // Статистика и экономика. - 2019. - № 3. - С. 15–103.
4. Громыко, Г.Л. Теория статистики: Практикум / Г.Л. Громыко. - М.: Инфра-М, 2018. - 544 c.
5. Долгова, В.Н. Теория статистики: Учебник и практикум для ака-демического бакалавриата / В.Н. Долгова, Т.Ю. Медведева. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 245 c.
6. Ендронова, В.Н. Общая теория статистики: Учебник / В.Н. Енд-ронова, М.В. Малафеева. - М.: Магистр, 2019. - 349 c.
7. Пидяшова О.П. Статистическая оценка дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития (на примере Южного феде-рального округа) / О.П. Пидяшова, Т.Е. Кравченко, Т.А. Терещенко // Эко-номика и предпринимательство. - 2019. - № 5 (94). – С. 22-99.
8. Садыков Р.М. Бедность в России: сравнительный анализ и осо-бенности // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 8 (455). - С. 14–105.
9. Сенин, А.С. Инновационное развитие социально-экономических систем и структур: проблемы прогнозирования и моделирования / А. С. Се-нин // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – В№9. – С. 35-104.
10. Строителева, Т. Г. Инвестиционное обеспечение как основной фактор реализации социально-экономических программ в регионах России / Т. Г. Строителева // Вестник алтайской науки. – 2020. – № 2. – С. 17-179.
11. Терещенко Т.А. Мировые проблемы функционирования финан-сов населения / Т.А. Терещенко, О.А. Колесникова // Сфера услуг: инновации и качество. - 2020. - № 23. – С. 22-99.
12. Черемисина Н. В. Оценка уровня жизни населения Тамбовской области // Статистика и экономика. - 2019. - № 1. - С. 76–84.
13. Ясин Е. Социальные итоги трансформации, или двадцать лет спу-стя. // Вопросы экономики. - 2019. - № 8. – С. 21-102.
Ресурсы Интернет
14. Официальный сайт ПАО «Сбербанк». URL: http: www.sberindex.ru. (дата обращения: 16.01.2021).
15. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 16.01.2021).
Читать дальше