Введение..................................................................................................................3
Глава 1.Детский коллектив..................................................................................5
1.1. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива..............................................................................................................5
1.2. Структура и основные типы детских коллективов.......................................8
Глава 2. Развитие детского коллектива............................................................11
2.1. Этапы и уровни развития детского коллектива.........................................11
2.2. Условия развития детского коллектива....................................................17
Глава 3. Детский творческий коллектив детей 5-7 лет......................................22
3.1. Детский творческий коллектив как среда поддержки одарённости........22
3.2. Актерские студии для детей 5-7 лет как детский творческий коллектив..............................................................................................................27
Заключение.........................................................................................................33
Список литературы............................................................................................34
Читать дальше
Процесс формирования команды длительный и проходит несколько этапов. Обосновал это А.С.Макаренко: он считал закономерным переход от категоричной требовательности учителя к свободному требованию каждого человека к себе на фоне требований коллектива.
На первом этапе единственное требование учителя к ученикам, выраженное в форме, не допускающей возражений («жесткая», категоричная), должно выступать средством объединения детей в коллектив, необходимо при первым в каждой команде.
На втором этапе развития команды требования к личности предъявляются активом. В связи с этим педагог должен воздерживаться от злоупотребления прямыми требованиями. Здесь вступает в силу метод параллельных действий, поскольку у учителя есть возможность опираться на актив в своих требованиях. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только при выполнении этого условия преподаватель имеет право предъявлять претензии к активу, а через него - к отдельным ученикам.
Третий этап. Положение «при коллективных требованиях» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие коллективных органов, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными учителями. Ответственность возникает только при наличии полномочий, а вместе с ними и потребности в самоуправлении.
В настоящее время существует другой подход (Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и др.)
1) этап тимбилдинга,
2) этап превращения команды в инструмент обучения всех студентов и
3) этап, когда важнейшей задачей коллектива является корректировка социального опыта и развитие творческой личности каждого ученика.
Читать дальше
1. Бучкивська Б. В. Сухомлинский о влиянии детского коллектива на личность / Б. В. Бучкивська / / Педагогика и психология. - 1999. - № 4. - С. 142-149.
2. Гончаренко С. В. Украинский педагогический словарь / С. В. Гончаренко. - М.: Просвещение, 1997. - 374 с.
3. Зайченко И.В. Педагогика: [учеб. пособие для высш. учеб. закл.] / И. В. Зайченко. - М.: Просвещение Украины, 2008. - 528 c.
4. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива / В. М. Коротов. - М.: Педагогика, 1974. - 326с.
5. Крутецкий В. А. Психология дошкольников / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1989. - 240 с.
6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1972. - 345с.
7. Максимюк С. П. Педагогика: [учеб. пособие] / С. П. Максимюк. - К.: Кондор, 2005. - 667 с.
8. Мануйлов Г.М., Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп / Г. М. Мануйлов, В. В. Козлов, Н. П. Фетискин. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
9. Матвиенко А. В. Дошкольники в системе коллективных отношений / В. Матвиенко / / Педагогика. 2015. – №5.– C. 104-123.
10. Мешко Г. Введение в педагогической профессии: [учеб. пособие] / Г. Мешко. - М.: ТДПУ, 2003. - 100 с.
11. Мойсеюк Н.Е. Педагогика: [учеб. пособие] / Н. Е. Мойсенюк. - 2-изд. - 1999. - 350 с.
12. Красовицкий М. Ю. Практическая педагогика воспитания: [руководство по теории и методики воспитания] / М. Ю. Красовицкий. - К.: ПЛАЙ, 2000. - 218 с.
13. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. / В. А. Сухомлинский. - М.: Сов. шк., 1976-1977. - Т.1. - 654 с.
14. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - М.: Сов. шк., 1971. - 310с.
15. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волков. - М.: Просвещение, 1985. - 224с.
Читать дальше