ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты изучения организации работы по подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена в современной школе 5
1. ЕГЭ как форма итоговой государственной аттестации 5
1.2 Анализ достоинств и недостатков ЕГЭ на современном этапе 8
3. Направления работы по подготовке к ЕГЭ в современной школе 11
2 Исследование особенностей организации работы по подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена в МБОУ СОШ №7 г. Белгорода 15
2.1 Изучение направлений работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в МБОУ СОШ №7 г. Белгорода 15
2.2 Основные затруднения учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ 18
2.3 Направления оптимизации работы по подготовке учащихся к ЕГЭ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Обобщая результаты анализа литературы и практической работы, можно сделать следующие общие выводы.
Единый Государственный Экзамен представляет собой видоизмененную форму проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы. В современном российском образовательном пространстве данная форма аттестации стала привычной реальностью для педагогов и администрации школ. В процессе учебной деятельности сдача экзамена является одновременно оценкой конечного результата усвоения школьной программы учащимися, анализом соответствия уровня развития выпускников школы нормам образовательных стандартов. Результаты сдачи ЕГЭ свидетельствует об уровне развития у учеников определенных компетенций, которые необходимы для обеспечения его успешности на следующих возрастных этапах, а также в процессе дальнейшего обучения. На выпускном экзамене осуществляется проверка основных учебных навыков, сформированных у учащихся в процесс предыдущего школьного обучения по различным предметам различными педагогами. По сути, процесс подготовки к данному экзамену является подведением итогов предыдущих лет школьного обучения, а не зубрежкой ответов на задания и отработка навыков прохождения тестовых проверок.
Проведение итогового экзамена в унифицированной форме в виде тестирования, наличие ограничений по времени и особенности заочной оценки ответов сопровождается дополнительной нагрузкой как для учащихся, так и для педагогического состава школы. В соответствии с этим, одно из приоритетных направлений деятельности современной системы образования – это организация процесса подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации. В процессе подготовки учащихся выпускного класса к ЕГЭ в школе выделяются следующие направления работы: повышение информационной готовности, повышение предметной готовности, а также повышение психологической готовности. Таким образом, в качестве одной из основных задач, стоящей перед современной школой, является комплексная работа по всем направлениям подготовки учащихся к экзаменам в формате ЕГЭ для повышения успешности прохождения выпускниками школы итоговой аттестации.
В процессе изучения опыта работы по подготовке учащихся общеобразовательной школы к сдаче ЕГЭ был выявлен ряд затруднений, испытываемых учащимися в процессе подготовки к сдаче экзамена. Среди основных причин можно отметить: недостаточное внимание процессу психологической подготовки учащихся в школе, переживание тревоги учащимися, высокая значимость экзамена и повышенные требования к результатам со стороны педагогов и родителей. В результате проведенной работы можно отметить, что процесс планомерного, целенаправленного психологического сопровождения процесса подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ может позволить успешно сдать экзамен без ущерба для психологического здоровья учащихся. Для этого необходимо проведение специальной работы с педагогами, учащимися и родителями учащихся. Процесс психологического сопровождения выпускников должен быть нацелен на формирование у учащихся навыков регуляции эмоциональных переживаний и поддержания оптимальных функциональных психических состояний, а также на обучение снижению нервно-эмоционального напряжения во время сдачи экзамена. В качестве обязательного условия оптимизации работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ можно отметить стать обучение выпускников приемам и методам организации учебной деятельности и эмоциональной саморегуляции с учетом специфики их индивидуально-психологических и личностных особенностей. Таким образом, можно подтвердить предположение о том, что оптимизация процесса подготовки учащихся к сдаче выпускного экзамена возможно только при реализации комплексной работы по всем направлениям подготовки.
Читать дальше
1. Бадьина Н.П. Проблемы психологической подготовки к Единому гос-ударственному экзамену // Психолого-педагогическое сопровождение образова-тельного процесса: Материалы научно-практической конференции.- Курган, 2012. - С. 96-103.
2. Борусяк Л.Ф. ЕГЭ как зеркало проблем российского образования // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2019. - №2. – С.32-36.
3. Бурдяк А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мо-тивация и распространенность // Мониторинг общественного мнения. - 2015. - № 2. - С. 96-112.
4. Волуйская М. Когда пройдут пробные и основные ЕГЭ в 2020 го-ду?//Аргументы и факты. – 27.05.2020. - №22.
5. Залыгаева С.А. Психологическая подготовка к ЕГЭ: формирование стрессоустойчивости у старшеклассников //Мир науки.Педагогика и психология. – 2019. - №5. – С.83-97.
6. Землянко А. В. Единый государственный экзамен: достоинства и не-достатки / А. В. Землянко, В. И. Выборнов, Л. Н. Шенцева. // Молодой ученый. — 2017. — № 7.3 (87.3). — С. 24-25.
7. Каневский И.В. Мнимые плюсы и реальные минусы ЕГЭ //Педагогические измерения. – 2016. - №7. – С.81-84.
8. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовлен-ные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года - М.: АСОУ 2018. - 122 с
9. Ларина Н.П. Совершенствование методов и форм подготовки уча-щихся к ЕГЭ // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. - №4 – С.98-100.
10. Лютых А.А. Российское гуманитарное образование в XXI веке: разви-тие на фоне мировых тенденций/ А.А. Лютых, В.А. Тонких// Вестник Воронеж-ского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. - №2. – С. 61-65.
11. Масликова Т. И. О некоторых аспектах педагогического процесса в рамках модернизации образования в России/ Т.И. Масликова, В.В. Кузнецов, А.В. Землянко// Российская цивилизация на рубеже веков и тысячелетий: моно-графия/ под ред. В.А. Тонких, О.Е. Фарберовой. – Воронеж: Научная книга, 2016. – С.207-222.
12. Никогосян Р. К. Взаимосвязь тревожности и ответственности у вы-пускников школ в период подготовки к сдаче единого государственного экзамена / Р. К. Никогосян. —// Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 481-484.
13. Нуйкина Е. П., Петровская В. Г. Психологический тренинг как сред-ство коррекции предэкзаменационной тревожности / Е. П. Нуйкина, В. Г. Петров-ская // учебно-методическое пособие для студентов / Новосибирск, 2019. — 210 с.
14. Нуриева Л.М. О бедном репетиторе замолвите слово (еще раз об эф-фективности репетиторства для подготовки к ЕГЭ) //Образование и наука. – 2018. - №3. – С.87-90.
15. Нуриева Л. М., Киселев С. Г. О чем говорит средний балл ЕГЭ? // Образование и наука. - 2017. - № 6. - С. 33-51.
16. Олифер О.О. Кондрашина Е.В. Методические рекомендации по по-вышению стрессоустойчивости выпускников на этапе итоговой аттестации. Изд-во Хабаровск, 2015. - 173 с.
17. Побегуца С. В. Анализ причин затруднений учащихся при сдаче эк-замена по математике в формате ЕГЭ / С. В. Побегуца, Н. В. Попова, А. В. Ефре-менко. // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб : Свое издательство, 2017. — С. 141-142.
18. Полякова В.В., Психологическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ / Методические рекомендации / В.В. Полякова, О.С. Сюрюнмаа // Кызыл.: Сайзырал, 2011. - С. 10-43.
19. Прахов И. А. Единый государственный экзамен и детерминанты ре-зультативности абитуриентов: роль инвестиций в подготовку к поступлению / / Прикладная эконометрика. - 2017. - № 3 (27). - С. 86-107.
20. Прахов И. А. Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - С. 74-99.
21. Прончев, Г. Б. Об автоматизации процедуры проведения единого гос-ударственного экзамена / Г. Б. Прончев, Н. Г. Прончева, Д. Ю. Бугров. // Моло-дой ученый. — 2016. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 180-182.
22. Психолого-педагогическое сопровождение подготовке к ЕГЭ: Мето-дические рекомендации / сост. Паршукова С.В. – Тамбов, 2017. – 112 с.
23. Психолого-педагогическая подготовка выпускников к сдаче к сдаче единого государственного экзамена: Методические рекомендации / сост. Т.А. Ти-теева. – Южно-Сахалинск: изд-во ИРОСО, 2018 – 76 с.
24. Романова А.Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал. Изд-во АР-Консалт, 2014. - С. 35-37.
25. Сайфутдинова Г. Б. Козелков О. В., Тактамышева Р. Р., Усачев С. С. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно-исследовательской работе посредством ИКТ // Казанский педагогический журнал. -2015.- № 5 (Ч. 2). - С. 300-304.
26. Сергеева О.М., Парин С.Б. Изменение структуры учебной мотивации в условиях экзаменационного стресса: влияние индивидуальных особенностей студентов // Журнал прикладной психологии. Изд-во Новгород, 2012. - С. 25-38.
27. Серегина Е.А. Педагогические условия здоровьесбережения старше-классников в период подготовки и сдачи ЕГЭ / Е.А. Серегина, И.А. Кувшинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - С. 74-91.
28. Смирнова Н.Г. ЕГЭ в зеркале языка // Universum: филология и искус-ствоведение. – 2016. - №2. – С.78-80.
29. Стебенева Н.М., Королева Н.П. «Путь к успеху» / Программа психо-лого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ // Из материалов сайта Липецкого областного центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам. 2015. С. 43-55.
30. Фарберова О.Е. Духовно-нравственное воспитание современной Рос-сии / О.Е. Фарберова, В.А. Тонких // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: ежемесячный научный журнал. - 2016.- №02 (73). – С.54-58.
31. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащи-мися, педагогами, родителями / М.Ю. Чибисова // М.: Генезис, 2013. - 184 с.
32. Чибисова М.Ю. Готовим к ЕГЭ. Стратегии работы с детьми группы риска. Ч.2 / М.Ю. Чибисова // Школьный психолог, 2016. - 161 с.
33. Чиганашкин В.М. Аргументы за ЕГЭ //Педагогические измерения. – 2016. - №3. – С.89-93.
34. Шипкова Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики // Ярославский педагогический вестник. - 2018. № 2. - С. 39-46.
35. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. /Н. Р. Юсуфбекова. — М: Педагогика, 2016. — 213с.
Читать дальше