Введение………………………………………………………………….3
1. Теоретические и правовые аспекты приграничного сотрудничества России и Китая………………………………………………………………….4
1.1. Понятие межрегионального сотрудничества приграничных территорий России……………………………………………………………..4
1.2. Договорно-правовая база приграничного сотрудничества России и Китая………………………………………………………………………..…5
2. Особенности экономического сотрудничества приграничных регионов России и Китая…………………………………………...….………8
Заключение………………………………………………………..……14
Список использованных источников…………………………………16
Читать дальше
Российско-китайское приграничное сотрудничество занимает важное место в развитии отношений двух стран, способствуя налаживанию экономических и гуманитарных связей между китайскими и российскими городами. Наиболее интенсивно приграничное сотрудничество между двумя странами начало развиваться в последнее десятилетие прошлого века, когда вследствие высокой инфляции и либерализации таможенных процедур началась активная приграничная торговля.
В настоящее время приграничная торговля, как и инвестиционное сотрудничество, развивается относительно невысокими темпами, тем не менее, имеет положительную динамику. В целом для всех приграничных регионов российского Дальнего Востока характерна внешнеторговая зависимость от связей с КНР – в товарообороте этих регионов доля Китая превышает 80–90%.
В качестве одной из главных причин некоторой стагнации приграничной торговли выступает неразвитость транспортной инфраструктуры регионов. В условиях изменения функционального значения приграничных городов в сторону их превращения в международные транспортные узлы перспективным направлением развития взаимодействия выглядит участие в реализации совместных крупных инфраструктурных проектов. В рамках китайского проекта Нового Шёлкового пути импульс развитию городов в приграничной зоне может придать реконструкция и строительство железнодорожной инфраструктуры, ввод новых энергетических трубопроводов и трансграничных мостов через реку Амур.
Для развития российско-китайского приграничного сотрудничества важное значение имеет максимальное подключение Китая к реализации программы развития российского Дальнего Востока, а России – к программам развития Северо-Востока и западных районов Китая. На сегодняшний день попытка реализации стратегий развития российского Дальнего Востока и китайского Северо-Востока через совместную Программу сотрудничества регионов, подписанную в 2009 г., не увенчалась успехом.
Кроме того, для России целесообразно было бы использовать китайский опыт при создании зон свободной торговли и зон экспортной переработки на российских территориях, прилегающих к российско-китайской границе.
В настоящее время перспективы российско-китайского инвестиционного сотрудничества на территории Дальнего Востока связаны с созданием территорий опережающего развития (ТОР) – зон с льготными налоговыми условиями и упрощёнными административными процедурами. Основной поток китайских инвестиций в приграничных российских регионах направлен в разработку российских природных ресурсов. То же самое можно сказать про структуру китайского приграничного импорта. В этой связи для России важной стратегической задачей является диверсификация структуры экспорта в КНР и создание условий для привлечения инвестиций в обрабатывающую наукоёмкую промышленность и сектор услуг.
Читать дальше
1. Архипов А. Ю. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности / А. Ю. Архипов, П. В. Павлов, А. В. Татарова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 с.
2. Белицкий М. Е. Трансграничное сотрудничество регионов: методологические основы развития и роль в интеграционных процессах // Беларусь и мировые экономические процессы: сб. науч. ст. Вып. 5. – Минск: БГУ, 2016. – С. 74–91.
3. Жилина Л. Н. Особенности развития приграничного сотрудничества России и Китая // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – Т. 5. – №4(17). – С. 159–163.
4. Ордынская Ю. В., Козыренко Н. Е. Восточный вектор развития в расселении юга Дальнего Востока // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №2(56), часть 1. – С. 84–89.
5. Российско-китайский диалог: модель 2017: доклад №33/2017 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2017. – 167 с.
6. Российско-китайский диалог: модель 2020: доклад №58/2020 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2020. – 254 с.
7. Синь Ж. Российско-китайское приграничное и межрегиональное сотрудничество на современном этапе: 2001–2011 гг.: дисс. раб. канд. ист. наук. – М.: МГИМО, 2014. – 169 с.
8. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Российская Газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2009/03/20/russia-kitai-dok.html (дата обращения: 27.12.2020)
9. Зуенко И. Почему Россия и Китай провалили программу приграничного сотрудничества // Московский Центр Карнеги [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/77081 (дата обращения: 27.12.2020)
10. СПРАВКА – Межгосударственные отношения России и Китая // ПРАЙМ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://1prime.ru/state_regulation/20190905/830299541.html (дата обращения: 27.12.2020)
11. Хэйлунцзян и Цзилинь: исследование возможностей по организации бизнеса и инвестированию в приграничных с Россией провинциях Северо-Восточного Китая // Генеральное консульство России в Шэньяне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rcsy.org/documents/research.pdf (дата обращения: 27.12.2020)
Читать дальше