Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогического исследования детской беспризорности 5 1.1. Социально-педагогический аспект детской беспризорности 5 1.2. Факторы детской беспризорности 8 1.3. Гендерно-возрастные особенности детской беспризорности 12 Глава 2. Социально-педагогическая работа по проблеме детской беспризорности 16 2.1. Специфика решения задач социально-педагогической деятельности с детской беспризорностью 16 2.2. Социально-педагогические службы и организации – субъекты социально-педагогической работы с детской беспризорностью 22 2.3. Деятельность социального педагога, связанная с детской беспризорностью 26 Заключение 31 Список литературы 33

Детская беспризорность: теоретические аспекты социально-педагогического исследования

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
59% уникальность
2021 год
30 просмотров
Алферова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогического исследования детской беспризорности 5 1.1. Социально-педагогический аспект детской беспризорности 5 1.2. Факторы детской беспризорности 8 1.3. Гендерно-возрастные особенности детской беспризорности 12 Глава 2. Социально-педагогическая работа по проблеме детской беспризорности 16 2.1. Специфика решения задач социально-педагогической деятельности с детской беспризорностью 16 2.2. Социально-педагогические службы и организации – субъекты социально-педагогической работы с детской беспризорностью 22 2.3. Деятельность социального педагога, связанная с детской беспризорностью 26 Заключение 31 Список литературы 33
Читать дальше
Актуальность. Современная Россия является и выступает в качестве одной из развитых стран в мире. Но, как и в любом государстве, у нее так же есть свои проблемы, и в первую очередь это детская беспризорность и безнадзорность.


Нужно заказать диплом в Красноярске ? Заходите на Work5.


. Рассматриваемая тема на данный момент весьма актуальна, так как у этой проблемы нет точной даты возникновения, но есть весьма прогрессивный рост, который можно сравнить с национальным бедствием. Краткий обзор литературы и эмпирических данных. На данный момент ни одно ведомство в Российской Федерации не может предоставить точные данные о количестве беспризорных детей. По разным подсчетам, в России насчитывается от 2 до 5 млн человек беспризорников. Например, авторы исследования «Маргинальная преступность» говорят о том, что нет точной статистики даже по городу Москва, и они приводят только примерные цифры в районе от 10 – до 50 тыс. При этом около 70 % бездомных – это мальчики, а остальную долю составляют девочки-беспризорницы, доля которых с каждым годов возрастает. На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации указывается число детей, лишенных дома и проживающих на улице, в районе 2 млн. человек. Исследование, которое было проведено Р.М. Абызовым, показало, что на учет в полиции впервые были поставлены подростки в возрасте до 10 лет – 22,2 %; 12 лет – 19,4 %; 13 лет 37,6 %. Основными причинами постановки на учет были: занятие бродяжничеством (80,5 %); употребление спиртных напитков (60,4 %); употребление наркотиков и их распространение (8,3 %). Оценка степени теоретической разработанности проблемы и анализ существующих противоречий в рамках исследования. В области проблемы беспризорности несовершеннолетних работали такие отечественные и зарубежные исследователи как: Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.П. Кащенко, С.Т. Шацкий и другие. Они сформировали научную базу для разработки вопросов профилактики и реабилитации дезадаптивных подростков. В работах Э. Р. Баянова, Н. Н. Верцинской, Е. Вороновой, В. Келасьева, Л. П. Кузнецовой, М. С. Мартыновой, В. М. Шакуровой, Е. Б. Штейнберг так же проанализирована проблема безнадзорности несовершеннолетних. Но, несмотря на принятые государством меры, деятельность специалистов комплексных центров социального обслуживания населения в области профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является недостаточной, в следствии чего процент детской безнадзорности и беспризорности остается высоким. Обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения. Проблема детской беспризорности представляет серьезную национальную угрозу стране, всему обществу. Поэтому в Российской Федерации, в последние годы, первоочередными становятся вопросы социально-педагогической работы с несовершеннолетними. Будущее нашей страны зависит от уровня воспитания, обучения, физического и духовного развития детей. Меры социальной политики в прошлое десятилетие позволили: сохранить доступ детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; сохранить базовые гарантии обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизацию потерь в уровне жизни; законодательно обеспечить права детей и меры политики по отношению к детям; гуманизировать обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков. Но, несмотря на это, острые проблемы несовершеннолетних в России все так же актуальны, а меры для их решения явно недостаточны. Объект исследования: детская беспризорность. Предмет исследования: детская беспризорность как социально-педагогическое явление. Цель исследования: изучить теоретические аспекты детской беспризорности социально-педагогического явления. Задачи исследования: 1. Рассмотреть социально-педагогический аспект детской беспризорности. 2. Раскрыть факторы и причины детской беспризорности. 3. Обосновать гендерно-возрастные особенности детской беспризорности. 4. Изучить социально-педагогические службы и организации – субъекты социально-педагогической работы с детской беспризорностью. 5. Проанализировать деятельность социального педагога, связанную с детской беспризорностью. Методы исследования: теоретический анализ работ российских и зарубежных ученых, касающихся проблемы исследования, обобщение социально-педагогического опыта. Структура курсовой работы: работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, безнадзорность и беспризорность детей и подростков являются серьезными социально-педагогическими рисками, которые актуализируются в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями в России. Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости обусловили появление групп людей, по различным причинам испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что зачастую приводит к дезорганизации семьи, росту в ней насилия, в том числе в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения и, как следствие, безнадзорности, социальному сиротству и беспризорности. Причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм – социальное неравенство. Это находит выражение в низком подчас нищенском, уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных, безработица, инфляция, коррупция и.т.д., морально-этический фактор беспризорности и безнадзорности выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить отношения с окружающими, возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования. Подростковый возраст является наиболее трудным в становлении личности человека. В этот период развития личности могут возникать различные социальные риски: злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение, экстремизм и ксенофобия, Интернет – и игровая зависимость, которые ведут к утрате нравственных ориентиров подростка. На этапе взросления подростка необходимо ему помочь в правильном выборе своего жизненного пути. Социальным педагогом реализуются такие направления социально-педагогической деятельности как организационная, профилактическая и посредническая, а ее результатом является перевоспитание, оздоровление, реабилитация. На этих основаниях применительно к социально-педагогической деятельности можно выделить следующие формы деятельности: социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация, посредничество между личностью и потенциалом социума, социально-педагогическое проектирование, социально-педагогический мониторинг. Социально-педагогические службы и организации – субъекты социально-педагогической работы с детской безнадзорностью и беспризорностью предлагают различные способы, идеи, проекты преодоления и предупреждения беспризорности и безнадзорности: система качественно-уровневой диагностики и проектирование педагогического пространства поэтапного функционального взаимодействия образовательных и социально-педагогических учреждений, позволяющих обеспечить преодоление детской безнадзорности и беспризорности; организационно-педагогические и психолого-педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков с отклоняющимся поведением; определение эффективных методов формирования социально-позитивной ориентации в познавательной и трудовой деятельности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ 2. Абызов, Р.М. Об общественно опасном поведении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности / Р.М. Абызов // Российский следователь. 2012. № 17. С. 8–59. 3. Анкудинова, Е. В. Теоретико-методологический анализ проблемы социализации подростков: монография / Е. В. Анкудинова. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2013. – 75 с. 4. Блясова, И. Ю. Подготовка будущих педагогов к социально- педагогическому сопровождению «подростков «группы риска»: монография / И. Ю. Блясова, Н. В. Бякова, Л. И. Пономарева. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. – 240 с. 5. Бреева, Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России: Монография / Е.Б. Бреева – М.: Дашков и К, 2015. – 212 с. 6. Борцова, М. В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: теоретический аспект: монография / М. В. Борцова. – Славянск-на-Кубани: Центр СГПИ, 2015. – 126 с. 7. Ботырко, Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. М. Ботырко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. – Москва: Академия, 2014. – 489 с. 8. Булатова, Р. Р. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.00 / Р.Р. Булатова. – Уфа, 2016. – 117 с. 9. Быков, С. В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков: монография / С. В. Быков. – Тольятти: Волж. ун-т им. В. Н. Татищева, 2013. – 170 c. 10. Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н. И. Ветров. – Москва: Просвещение, 2016. – 95 с. 11. Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / С. А. Ветошкин. – Москва: Наука, 2012. – 215 с. 12. Виноградова, Е. Л. Психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации старших подростков в условиях общеобразовательной среды школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. Л. Виноградова. – Нижний Новгород, 2015. – 127 с. 13. Василевский, Л.М. Голгофа ребенка. Беспризорность и дети улицы / Л.М.Василевский. Москва: Наука, 2013. – 160 с. 14. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 2015. – № 2. – С. 7–50. 15. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками / Н.Ф. Дивицына. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 288 с. 16. Жиляева, С.К. К вопросу о состоянии беспризорности несовершеннолетних в современной России / С.К. Жиляева // История государства и права – 2012. – № 5. – С.2–75. 17. Кудрявцев, В. Н. Причины преступности в России: криминологический анализ / В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. – Москва: Норма, 2016. – 112 с. 18. Люблинский, П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки) / П.И.Люблинский. Москва: Просвещение, 2015. – 120 с. 19. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 200 с. 20. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Ф. А. Мустаева. – Москва: Академический проект, 2013. – 528 с. 21. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике / Л. В. Мардахаев. Москва: Просвещение, 2016. – 514 с. 22. Медведева, А.П. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних / А.П. Медведева // Социальная работа. – 2018. – № 6. – С.8-60. 23. Овчарова, Р. В. Технологии работы практического психолога образования / Р. В. Овчарова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2010. – 528 с. 24. Орлова, Е. А. Несовершеннолетние как потенциал организованной преступности / Е. А. Орлова. – Москва: Просвещение, 2016. – 132 с. 25. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Москва, 2012. – 140 с. 26. Самыгин, П. С. Девиантное поведение молодежи / П. С. Самыгин. – Ростов-на-Дону, 2016. – 440 с. 27. Седрединов, З. Б. Предупреждение правонарушений среди подростков / З. Б. Седрединов. – Махачкала, 2011. – 48 с. 28. Телина, И. А. Социальный педагог в школе / И. А. Телина. – Москва: Флинта, 2013. – 120 с. 29. Терехина, В. В. Безнадзорным детям особое внимание / В. В.Терехина // Социальное обеспечение. 2012. № 5. С. 3–59. 30. Шубина, И. В. Социально-культурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодежной среде: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Шубина. – Санкт-Петербург, 2014. – 21 с. 31. Ягудин, З. Г. Технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением / З. Г. Ягудин. – Казань, 2013. – 63 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Совет Безопасности РФ: состав, цели и задачи его деятельности
Количество страниц:
19
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Комплексный экономический анализ и его роль в управлении деятельностью организации.
Количество страниц:
32
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Экономический анализ
курсовая работа
Психология внимания и его развитие
Количество страниц:
38
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image