ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…………………………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………..6 1.1. Понятие внимания в психолого-педагогической литературе…..…….6 1.2. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте….11 1.3. Описание потенциала головоломок для развития внимания (на примере головоломок «Танграм» и «Пентамино»)…………………………….14 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ………………………………………………23 2.1. Методический подход к исследованию внимания младших школьников…………………………………………...………………………….23 2.2. Психолого-педагогический аспект развития внимания младших школьников средствами головоломок……………………...…………………..28 2.3. Обсуждение результатов исследования………………...…………….31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….…………………………………35 Приложение………………………………………………….……………..39

Психология внимания и его развитие

курсовая работа
Психология
38 страниц
65% уникальность
2020 год
34 просмотров
Хабаров К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…………………………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………..6 1.1. Понятие внимания в психолого-педагогической литературе…..…….6 1.2. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте….11 1.3. Описание потенциала головоломок для развития внимания (на примере головоломок «Танграм» и «Пентамино»)…………………………….14 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ………………………………………………23 2.1. Методический подход к исследованию внимания младших школьников…………………………………………...………………………….23 2.2. Психолого-педагогический аспект развития внимания младших школьников средствами головоломок……………………...…………………..28 2.3. Обсуждение результатов исследования………………...…………….31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….…………………………………35 Приложение………………………………………………….……………..39
Читать дальше
Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.


Если нужны рефераты на заказ , заполняй форму на Work5.


. Учебная деятельность, строго регламентированная по своему содержанию и организованная во времени, определяет всю жизнь ребенка младшего школьного возраста и содержит в себе огромные резервы умственного и нравственного развития. Для успешного овладения навыками учебной деятельности младшему школьнику необходим определенный уровень сформированности основных психических процессов и в частности внимания. Обучение ребенка в школе является одним из важнейших факторов развития у него внимания. Главной особенностью этого развития в младшем школьном возрасте является переход психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания внимания, а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. На современном этапе развития педагогической и психологической науки исследователями накоплен достаточно большой объем материалов, касающихся вопросов развития внимания, как ключевого психического процесса младших школьников в обучении. К их числу можно отнести таких исследователей, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, и др. Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований, вопросы развития внимания у младших школьников по-прежнему актуальны и требуют новых акцентов при исследовании традиционных для современного образовательного процесса проблем. На современном этапе развития образовательной системы появляются новые подходы к организации работы педагога по развитию внимания в обучении младших школьников. И одним из таких подходов является использование головоломок в работе на уроках с младшими школьниками. Головоломки помогают в доступной, игровой форме для ребенка развивать внимание, как ключевой психический процесс определяющий успешность обучения. Значимость проблемы в современных условиях обусловили выбор темы курсовой работы: «Психология внимания и его развитие». Цель исследования состоит в обосновании использования головоломок для развития внимания младших школьников. Объект исследования – развитие внимания младших школьников. Предмет исследования – развитие внимания младших школьников в процессе использования головоломок. Исходя из цели, определены задачи исследования: 1. Обобщить описанное в психолого-педагогической литературе понятие внимание. 2. Описать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте. 3. Раскрыть потенциала головоломок для развития внимания младших школьников (на примере головоломок «Танграм» и «Пентамино»). 4. Оценить уровень развития внимания детей младшего школьного возраста и апробировать подобранную систему работы по развития внимания младших школьников средствами головоломок. Основными методами исследования, использованными в работе, являются теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, диагностика уровня развития внимания младших школьников, педагогический эксперимент. База исследования – средняя общеобразовательная школа. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики / В.В. Анисимов. – М.: Просвещение, 2016. – 620 с. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997. – 112 с. 3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа. – 1998. - №4. – С. 14-18. 4. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Воронеж: МОДЭК, 2017. – 328 с. 5. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2020. – 304 с. 6. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 490 с. 7. Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Гондаревский. – М.: Просвещение, 2015. – 87 с. 8. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2015. – 475 с. 9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2019. – 323 с. 10. Диагностика психических процессов детей /под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2019. – 142 с. 11. Дьяченко В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М.: Прогресс, 2015. – 490 с. 12. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников / Т.В. Егорова. – М.: Союз, 2020. – 350 c. 13. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2014. – 97 с. 14. Занков Л.В. Избранные психологические труды / Л.В. Занков. – М.: Дом педагогики, 2019. – 396 с. 15. Занков Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 2015. – 186 с. 16. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2019. – 230 с. 17. Коджастерова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджастерова. – Ростов-на-Дону: Март, 2015. – 447 с. 18. Коноваленко С.В. Развитие внимания и памяти у детей от 6 до 9 лет / С.В. Коноваленко. – М.: Гном, 2020. – 52 с. 19. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет / С.В. Коноваленко. – М.: Гном, 2020. – 48 с. 20. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: Март, 2016. – 218 с. 21. Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения / Л.Я. Кульбякина // Начальная школа. – 2018. - №1. – С. 110-115. 22. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1980. – 380 с. 23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1983. - 360 с. 24. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. - 522 с. 25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с. 26. Матюхина М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2015. – 114 с. 27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2015. – 94 с. 28. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 346 с. 29. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Л. Никитин. – М.: Просвещение, 1991. – 182 с. 30. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2020. – 66 с. 31. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2017. – 512 с. 32. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Дрофа, 2015. – 710 с. 33. Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе / И.А. Петрова // Начальная школа. – 2018. - № 3. – С. 23-26. 34. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2020. – 484 с. 35. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2017. – 492 с. 36. Принципы обучения в современной педагогической практике / под ред. М.И. Новикова. – Челябинск, 2015. – 111 с. 37. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Сфера, 2020. – 215 с. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 528 с. 39. Савенков А.И. Задачи для развития конвергентного мышления / А.И. Савенков // Начальная школа. – 2017. - №6. – С. 44-48. 40. Санникова Е.П. Внимание детей школьного возраста / Е.П. Санникова. – Саратов, 2019. – 98 с. 41. Сидорова С.А. Игры и загадки на уроках русского языка / С.А. Сидорова // Начальная школа. – 2015. - № 10. – С. 44-47. 42. Современная дидактика: теория и практика / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: Просвещение, 2015. – 428 с. 43. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 128 с. 44. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2016. – 142 с. 45. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский – М.: Педагогика, 1988. – 416 с. 46. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 2017. – 512 с. 47. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль, 2017. – 124 с. 48. Шадриков В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В.Д. Шадриков. – М.: Педагогика, 2020. – 214 с. 49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 348 с.
Читать дальше
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики / В.В. Анисимов. – М.: Просвещение, 2016. – 620 с. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 1997. – 112 с. 3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Начальная школа. – 1998. - №4. – С. 14-18. 4. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Воронеж: МОДЭК, 2017. – 328 с. 5. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2020. – 304 с. 6. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 490 с. 7. Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Гондаревский. – М.: Просвещение, 2015. – 87 с. 8. Григорович Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2015. – 475 с. 9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2019. – 323 с. 10. Диагностика психических процессов детей /под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2019. – 142 с. 11. Дьяченко В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М.: Прогресс, 2015. – 490 с. 12. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников / Т.В. Егорова. – М.: Союз, 2020. – 350 c. 13. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2014. – 97 с. 14. Занков Л.В. Избранные психологические труды / Л.В. Занков. – М.: Дом педагогики, 2019. – 396 с. 15. Занков Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 2015. – 186 с. 16. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2019. – 230 с. 17. Коджастерова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджастерова. – Ростов-на-Дону: Март, 2015. – 447 с. 18. Коноваленко С.В. Развитие внимания и памяти у детей от 6 до 9 лет / С.В. Коноваленко. – М.: Гном, 2020. – 52 с. 19. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет / С.В. Коноваленко. – М.: Гном, 2020. – 48 с. 20. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: Март, 2016. – 218 с. 21. Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения / Л.Я. Кульбякина // Начальная школа. – 2018. - №1. – С. 110-115. 22. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1980. – 380 с. 23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 1. / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1983. - 360 с. 24. Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. - 522 с. 25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с. 26. Матюхина М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2015. – 114 с. 27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 2015. – 94 с. 28. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 346 с. 29. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Л. Никитин. – М.: Просвещение, 1991. – 182 с. 30. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2020. – 66 с. 31. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2017. – 512 с. 32. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Дрофа, 2015. – 710 с. 33. Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе / И.А. Петрова // Начальная школа. – 2018. - № 3. – С. 23-26. 34. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2020. – 484 с. 35. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2017. – 492 с. 36. Принципы обучения в современной педагогической практике / под ред. М.И. Новикова. – Челябинск, 2015. – 111 с. 37. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Сфера, 2020. – 215 с. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 528 с. 39. Савенков А.И. Задачи для развития конвергентного мышления / А.И. Савенков // Начальная школа. – 2017. - №6. – С. 44-48. 40. Санникова Е.П. Внимание детей школьного возраста / Е.П. Санникова. – Саратов, 2019. – 98 с. 41. Сидорова С.А. Игры и загадки на уроках русского языка / С.А. Сидорова // Начальная школа. – 2015. - № 10. – С. 44-47. 42. Современная дидактика: теория и практика / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: Просвещение, 2015. – 428 с. 43. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 128 с. 44. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2016. – 142 с. 45. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К.Д. Ушинский – М.: Педагогика, 1988. – 416 с. 46. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 2017. – 512 с. 47. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль, 2017. – 124 с. 48. Шадриков В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В.Д. Шадриков. – М.: Педагогика, 2020. – 214 с. 49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 348 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Методы государственного регулирования экономики: прямые, косвенные. Индикативное планирование.
Количество страниц:
20
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Экономическая теория
курсовая работа
Представление в памяти компьютера звуковой, графической и видеоинформации
Количество страниц:
22
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Информатика
дипломная работа
Психологические защиты и копинг-стратегии у психологических и непсихологических специальностей
Количество страниц:
44
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image