Введение 2 Глава 1. Теоретические основы психологической защиты и копинг-поведения личности 6 1.1. Феноменология психологической защиты 6 1.2. Особенности и формы копинг-стратегий 14 1.3. Стрессоустойчивость личности 17 1.4. Особенности копинг-стратегий и психологической защиты у студентов разных специальностей 24 Глава 2. Характеристика выборки, методов и базы исследования 26 2.1. Характеристика выборки и базы исследования 26 2.2. Характеристика методов исследования 27 2.2.1. Психологические диагностические методы 27 2.2.2. Статистические методы анализа 31 2.3. Описание и назначение методов исследования 31 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 37 3.1. Результаты 37 Заключение 42 Список литературы 44 Приложение 1 45

Психологические защиты и копинг-стратегии у психологических и непсихологических специальностей

дипломная работа
Психология
44 страниц
78% уникальность
2020 год
32 просмотров
Бибикова Т.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы психологической защиты и копинг-поведения личности 6 1.1. Феноменология психологической защиты 6 1.2. Особенности и формы копинг-стратегий 14 1.3. Стрессоустойчивость личности 17 1.4. Особенности копинг-стратегий и психологической защиты у студентов разных специальностей 24 Глава 2. Характеристика выборки, методов и базы исследования 26 2.1. Характеристика выборки и базы исследования 26 2.2. Характеристика методов исследования 27 2.2.1. Психологические диагностические методы 27 2.2.2. Статистические методы анализа 31 2.3. Описание и назначение методов исследования 31 Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 37 3.1. Результаты 37 Заключение 42 Список литературы 44 Приложение 1 45
Читать дальше
Актуальность темы исследования. В настоящее время в окружающем нас мире происходит бурный поток событий в различных сферах жизни (в социальной, политике, культуре, экономике и др.), что приводит к повышению эмоциональных, информационных нагрузок для личности. Вне зависимости от желания индивида, он неизбежно втягивается в данный процесс, вынужден искать способы преодоления стрессовых и критических ситуаций. Способность приспосабливаться к меняющимся условиям среды является неотъемлемой характеристикой индивида и отражает гибкость, относительную стойкость в трудных жизненных ситуациях. Вопрос о преодолении личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания: биологии, медицине, психофизиологии, психологии, — и в настоящее время остается одной из наиболее актуальных в науке. Уже на протяжении многих лет в психологических исследованиях поднимается вопрос о способах преодоления различных жизненных трудностей. И здесь особое внимание уделяется механизмам психологической защиты и копинг-стратегиям личности. Известно, что при наличии критической ситуации особенности психозащитного поведения личности в значительной степени предопределяют последствия травматического стресса: различные формы личностных расстройств связаны либо с недостаточностью ресурсов преодоления, либо с чрезмерностью использования дезадаптирующих защитных механизмов. Данная работа рассматривает категории психологических защит и реализации копинг-стратегий в контексте их профессиональной принадлежности.


На Work5 вы можете заказать недорого контрольную работу в спб и не переживать за качество.


. Утверждается, что представители разных специальностей обладают своими особенностями в проявлении данных явлений. Это объясняется, с одной стороны, с точки зрения личностной рефлексии студентов, с другой стороны, с их профессиональными и возрастными позициями. Целью работы является изучение особенностей психологической защиты и копинг-поведения у представителей психологических и непсихологических специальностей. Задачи исследования: 1. провести аналитический обзор научной литературы по проблеме особенностей психологической защиты и копинг-стратегий у представителей психологических и непсихологических специальностей; 2. изучить особенности психологической защиты и копинг-стратегий у представителей психологических и непсихологических специальностей; 3. выявить взаимосвязи психологической защиты и копинг-стратегий с показателями самооценки у представителей психологических и непсихологических специальностей. Объект исследования – психологические защиты и копинг-стратегии студентов. Предмет исследования – особенности психологических защит и копинг-стратегий у студентов. Гипотеза исследования: существуют особенности применения психологических защит и копинг-стратегий у представителей психологических и непсихологических специальностей. Методологические основы исследования: • теоретические общенаучные методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования); • эмпирические (для диагностики механизмов психологической защиты личности была использована методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана- Плутчика; для выявления способов преодоления трудностей в различных сферах жизни использовался методика теории адаптации Лазаруса; для изучения копинг-механизмов методика определения копинг-стратегий Э. Хейма; методика для психологической диагностики психических состояний Айзенка); • для описательной интерпретации полученных данных использовались методы математической статистики, с помощью которых осуществлялись выводы и подводились итоги исследования. Теоретическая основа исследования: В качестве теоретических источников задействованы теории, научные концепции и положения отечественных и зарубежных ученых: 1. Теоретические положения о психологической защите, реализованные в работах зарубежных и отечественных исследователей (Абабков В.А., Бодров В.А., Е.Р. Исаева, Ю.В. Щербатых и т.д.); 2. Современные теоретические подходы и эмпирические исследования по проблемам совладания со стрессом и копинг-поведения (Э. Хейм, Р. Лазарус, Н.А. Сирота, Т.Л. Крюкова, А.Л. Церковский и др.); 3. Результаты отечественных и зарубежных кросс-культуральных исследований в области этнического самосознания и психозащитного поведения личности (Т.В. Корнилова, А.В. Соловьёва, А.Л. Церковский). Характеристика дизайна и выборки исследования. В исследовании приняли участие студенты ФГБОУ СибГМУ (48%) Минздрава России: специальности «Клиническая психология» и «Кибернетика». Все студенты проживали в г. Томске в связи с освоением программ высшего профессионального образования. В исследовании приняли участие 60 студентов, среди них 30 студентов из медико-биологического факультета по специальности «Клиническая психология» и 30 студентов специальности «Кибернетика». Критерием для включения в выборку экспериментального исследования являлось обучение на непсихологическом направлении и обучение на первом и втором курсах. Критерием для включения в выборку контрольного исследования являлось обучение на психологическом направлении и обучение на третьем и четвёртом курсах. Новизна исследования заключается в том, что в эмпирической и аналитической работе проводится выборка на базе психологических и непсихологических специальностей студентов, обучающихся в медицинском учреждении. Это глубже и детальнее раскрывает особенности проявления психологических защит и копинг-стратегий студентов различных курсов обучения. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в обоснование особенностей проявления психологических защит и копинг-стратегий у разновозрастных групп психологической и непсихологической направленности обучения. Исследование может быть использовано как практическое пособие по обоснованию психологических характеристик студентов, а также использовано в качестве теоретического подспорья к созданию здоровой психологической индивидуальной и коллективной атмосферы. Благодаря этому данное исследование может быть отнесено к разряду актуальных научных психологических работ. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе описываются теоретические основы данного исследования. Во второй главе дана характеристика выборки, методов и базы исследования. В третьей главе приведены результаты исследования и сделаны соответствующие выводы.  

Читать дальше
Тема психологических защит является очень важной для понимания особенностей человеческой психики и того, как эти особенности проявляются в обычном контакте людей. В данной работе проведен глубокий теоретический обзор литературы, касающейся проблематик затрагиваемого предмета исследования. Освещены основные положения и особенности психологических защит и копинг-стратегий у представителей психологических и непсихологических специальностей. Основные проблемы психологии личности, к которым относится и проблема ее психического здоровья, тесно взаимосвязаны с механизмами психологической защиты, к которым прибегает индивид (бессознательно), чтобы сохранить целостность своего психического здоровья. Далее в работе описана методическая составляющая исследования, на базе которой изучены психологические защиты и копинг-стратегии студентов разных направлений и курсов обучения. В заключительной главе приведены результаты исследования, проведен их анализ и выявлены взаимосвязи психологической защиты и копинг-стратегий с показателями самооценки у представителей психологических и непсихологических специальностей. В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит в основном с помощью двух механизмов: психологической защиты и совладания. Студенты первого и четвертого курсов используют разные механизмы психологической защиты и стратегии совладания и в разной степени демонстрируют их в сложных жизненных ситуациях. Студенты первого и четвертого курсов используют разные механизмы психологической защиты и стратегии совладания и в разной степени демонстрируют их в сложных жизненных ситуациях. У студентов первого курса ярче выражены такие примитивные механизмы психологической защиты, как регрессия и замещение. У студентов четвертого курса преобладают более сложные защитные механизмы – проекция, интеллектуализация и отрицание. Преодолевающее поведение студентов разных курсов различается по таким показателям копинг-стратегий, как импульсивные и агрессивные действия. У студентов психологических специальностей интенсивность использования эмоционально централизованного копинга выше, чем у студентов вузов непсихологических специальностей. Среди студентов-психологов нет студентов, находящихся в состоянии напряжения (оптимальное состояние для эффективной когнитивной деятельности), а вся группа студентов непсихологических специальностей – это студенты в состояниях с различными уровнями утомления (включая переутомление). В результате исследования было выявлено, что у студентов психологических специальностей в большей степени преобладает конструктивный копинг – поиск социальной поддержки, и относительно конструктивный – позитивная переоценка, а у студентов непсихологической специальности присутствует использование неконструктивного копинга – конфронтации и бегства. Таким образом, абитуриенты, выбирающие для обучения непсихологические специальности, на первом курсе нуждаются в дополнительных тренингах по выработке навыков эффективного совладания со стрессом.  
Читать дальше
1. Абабков В.А. Защитные психологические механизмы и копинг: анализ взаимоотношений / В.А. Абабков // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2004»; под ред. Л.А. Цветковой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – С. 14-22. 2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. 3. Исаева Е.Р. Защитно-совладающий стиль и его роль в психологической адаптации личности / Е.Р. Исаева, Л.И. Вассерман // Психологические проблемы самореализации личности; под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. – С.206-216. 4. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания / Т.В. Корнилова // Вести Московского ун-та. –2010. – №1. – С. 46-57. 5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни / Т.Л. Крюкова. – Кострома: КГУ им. Некрасова, 2010. – 295 с. 6. Сирота Н.А. Копинг-поведение в студенческом возрасте: дисс. … д-ра мед. наук / Н.А. Сирота. – СПб., 1994. – 283 с. 7. Соловьёва А.В. Закономерности проявления психологической защиты в период полового созревания: автореф. канд…псих.н . / А.В. Соловьёва. – М., 2009. – 21 с. 8. Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. – 2006. – №3. – С. 23-35. 9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – Спб.: Питер, 2006. – 256 с. 10. Lazarus R.S. Fifty Years of the Research and Theory of R.S. Lazarus: An Analysis of Historical and Perennial Issues / R.S. Lazarus, F. Cohen, R.A. McCleary. – Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 2008. – 456 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенность функционирования АО (на примере Apple)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Стилистический анализ картины Рембрандта "Даная"
Количество страниц:
20
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Искусство
курсовая работа
Психологический анализ профессиональных интересов старших школьников
Количество страниц:
37
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image