Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Младшие школьники с точки зрения педагогического анализа......6
1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста..................................................................................................................6
1.2. Организация социального воспитания младших школьников................12
Выводы по первой главе....................................................................................18
Глава 2. Теоретические основания организации ученического самоуправления среди младших школьников в общеобразовательной школе...............................................................................................................19
2.1. Организация ученического самоуправления среди младших школьников в общеобразовательной школе как педагогическая проблема.......................19
2.2. Педагогическая система организации ученического самоуправления среди младших школьников в общеобразовательной школе.........................23
2.3. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления среди младших школьников в общеобразовательной школе............................................................................26
Выводы по второй главе...................................................................................31
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности функционирования педагогической системы организации ученического самоуправления среди младших школьников в общеобразовательной школе......................................32
3.1. Общий замысел организации и осуществления экспериментальной работы.................................................................................................................32
3.2. Методические аспекты организации ученического самоуправления среди младших школьников в общеобразовательной школе......................................35
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы.......................................43
Выводы по третьей главе......................................................................................44
Заключение..........................................................................................................46
Список использованной и цитируемой литературы..........................................48
Читать дальше
Самоуправление учащихся — самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
– приобрести опыт управленческой деятельности;
– раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся;
– ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы и др.
Структура органа ученического самоуправления
Все объединения, организации и т.д., по своей структуре относятся либо к иерархическому типу (больницы, школы и т.д.), либо к горизонтальному (молодежные организации, школьные советы и т.д.).
В зону компетентности школьного самоуправления входит:
– Защита интересов и прав учащихся;
– Поддержка учащихся в реализации творческих способностей и удовлетворении их социальных потребностей, помощь в поиске своей жизненной позиции;
– Пропаганда здорового питания и занятий спортом;
– Поддержка инициативы, направленной на достижение общественно значимых целей;
– Рассмотрение вопроса о продолжительности учебной недели;
– Рассмотрение вопросов о введении школьной формы;
–Выбор учебников и профилей в школе;
– Рассмотрение организации досуга и внеурочных мероприятий для школьников.
Все решения, принимаемые органом самоуправления в школе, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Ученическое самоуправление — это неотъемлемая часть школьной жизни, играющая важную роль в формировании у учащихся школы коллективных отношений и социальной позиции.
Организация детского самоуправления в школе основана на развитии у детей самостоятельности в принятии решений, их реализации и достижении поставленных коллективом целей.
Учеников, входящих в орган ученического самоуправления школы, выбирают коллективно, принимая во внимание их организаторские способности и умение отстаивать интересы большинства.
Ученическое самоуправление в школе бывает двух форм: классное и общешкольное.
Общешкольное самоуправление решает задачи, стоящие перед школой и представлено в виде проведения общего собрания учащихся не менее одного раза в год, на котором выбираются органы самоуправления школы (школьный сенат, старостат, секции) и определяются их полномочия.
Общеклассное самоуправление представлено в виде классных собраний учащихся, на которых происходит обсуждение вопросов, касающихся жизни коллектива, деятельности учащихся и их участия в общешкольных делах. В проведении классных собраний принимает участие классный руководитель.
На классных собраниях избирается староста класса, представители других органов ученического коллектива (культмассовый сектор, редколлегия), распределяются поручения, заслушиваются сообщения о текущей деятельности и отчеты о проделанной работе, проводятся консультации по предмету, разбираются инструкции.
Органом самоуправления в классе является ученический совет, который избирается классным собранием в начале учебного года и проводит свои заседания ежемесячно. Работа органа самоуправление предполагает установление тех норм и правил, которые должна соблюдать вся школа, в том числе и ее директор.
Читать дальше
1.Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с.
2.Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с.
3.Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с.
4.Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.
5.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 248с.
6.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с.
7.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200с.
8.Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. –151, 198с.
9.Моисеев. А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов: ТОИПКРО, 2016. - 331 с.
10. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист.– 2006. – № 4.– С. 4-7.
11. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель. – 2003. – №3.– С. 5-9.
12. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2017.– 92 с.
13. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2016 – 160 с.
14. Селиванова Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2016. – 284 с.
15. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 90-92.
Читать дальше