Проанализировав учебную и научную литературу, материалы судебной практики и уголовно-правовой статистики, а также налогово-бюджетное, уголовно-правовое и уголовно-процессуальное законодательство, возможно прийти к следующим выводам. Так, налоговая сфера предстает как системообразующая для государства. За счет поступления налоговых платежей формируется доходная часть бюджетов различных уровней. Таким образом, налоговые преступления причиняют колоссальный ущерб не только бюджетной системе РФ, но и целому ряду сопутствующих социально-значимых отношений.
Так, налоговые преступления имеют несколько объектов: помимо основного непосредственного объекта, негативному воздействию подвергается целый ряд смежных отношений: по формированию бюджета, по обеспечению социальных функций государства и т.д. Несмотря на широкое применение рассматриваемых норм, многие из них, нуждаются не просто в корректных разъяснениях, но в первую очередь, в существенных законодательных изменениях. В этой связи, важное значение имеют фундаментальные теоретические разработки.
Как было отмечено в начале работы, преступления в налогово-бюджетной сфере имеют высокую степень общественной опасности, которая зачастую не осознается ни самими преступниками, ни государственно-контролирующими и правоохранительными органами. Таким образом, налоговая преступность характеризуется латентностью (скрытым характером большинства преступлений и отсутствием проведенного по ним уголовно-правового расследования) а также ларвированностью (замаскированным характером). Высокая степень общественной опасности налоговых преступлений объясняется следующими аспектами. Так, высокий уровень налоговой преступности в обществе ведет к таким значительным социально-правовым последствиям, как:
- неполучение необходимого (запланированного) количества денежных средств в бюджет (налоговые поступления);
- невозможность выполнения государством задач, реализации приоритетных проектов;
- нарушение конкурентных отношений: лица, неоплачиваемые налоги, имеют явные конкурентные преимущества перед теми, кто оплачивает налоги в установленном порядке (экономия средств);
- нарушение общих требований культуры поведения в гражданском обществе и цивилизованном государстве.
В рамках данной работы налоговые преступления были изучены с различных теоретических и методологических позиций: уголовно-правовой, криминологической, статистической, уголовно-процессуальной, экономико-правовой. Высокий уровень налоговой преступности в современной России связан как с несовершенством уголовно-правового, уголовно-процессуального, административного и налогово-бюджетного законодательства, так и с системно-институциональными причинами.
В качестве системных причин, обуславливающих высокий уровень налоговой преступности в РФ возможно назвать: правовой нигилизм и низкий уровень правового сознания, высокий уровень коррупции, авторитарный и централизованный характер государственного управления, низкий уровень жизни и экономического развития и т.д. Помимо этого, существует корелляция между экономической формацией и налоговыми правонарушениями. В ходе исследования выдвинуто предположение о необходимости реформирования действующего механизма уголовно-правовой защиты, так как сформирован он был еще в начале становления рыночной формы хозяйствования.
В ходе проведения исследования, в работе также установлено наличие взаимосвязи между распространенностью налоговых преступлений и степенью тяжести текущего налогового бремени. Так, принятие новых, более высоких налоговых ставок, неизбежно приводит к увеличению частоты совершаемых правонарушений в налогово-бюджетной сфере.
Помимо этого, возможно отметить схожие проблемы уголовной ответственности между налоговыми и коррупционными преступлениями. Так, рассмотрев уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, а также проанализировав научную и учебную литературу, возможно отметить следующие ключевые моменты. Уголовное законодательство Российской Федерации выделяет составы дачи и получения взятки, посредничества во взяточничестве, а также мелкого взяточничества. Все данные преступления возможно объединить как коррупционные правонарушения.
Также, как и в случае с налоговыми преступлениями, на законодательном уровне не закреплено понятие взяточничества. Так, взяточничество предстает как – обобщенный комплексный термин, включающий в себя такие составы преступлений как получение взятки, дача взятки, посредничестве во взяточничестве и взятка в мелком размере. Таким образом, законодателем не раскрывается само правовое содержание взяточничества, а дается его определение через диспозицию уголовно-правовых статей. Так, получить представление о правовой природе взяточничества возможно только через анализ уголовно-правовых норм, прежде всего, составов дачи и получения взятки, которые являются фундаментом для определения понятия взяточничества.
Взяточничество, являясь основным элементом коррупции, предстает как системное явление, имеющее большое общественно опасное значение, выражающееся в подрыве нормального правового функционирования политикоправовых институтов. Системный характер коррупции в Российской Федерации связан с длительной исторической преемственностью, выражающейся в высокой степени коррумпированности государственно-бюрократического аппарата.
Так, истоки системной коррупции в России связаны с реформами Петра 1 и сломом старой сословно-земельной феодальной системы управления. Таким образом, исторически, высокий уровень коррупции связан с наличием большого количества чиновников и гипертрофированным бюрократическим аппаратом. Схожие историко-правовые причины связаны и с историей преступности в налогово-бюджетной сфере в России.
Помимо этого, системный характер коррупции в современной Российской Федерации не только не преодолен, но и продолжает развиваться и становиться бытовой практикой. Так, несмотря на достаточно динамичное развитие правовых норм в данной области, антикоррупционное законодательство в РФ находится в процессе разработки и внедрения правовой модели, включающей эффективные инструменты, которые позволили бы остановить разрушающее воздействие коррупционности, либо, по крайней мере, существенно снизить его.
Неэффективность государственной антикоррупционной программы возможно объяснить несовершенством законодательного регулирования взяточничества и уголовно-правовой ответственности за него. Так, к проблемным местам в данной сфере возможно отнести как отсутствие четкого регламентирования и закрепления понятия взяточничества и коррупции в нормативно-правовых актах, так и несовершенство уголовно-правовых норм, регламентирующих уголовно-правовые составы взяточничества.
В настоящее время в рамках совершенствования уголовного законодательств следовало расширить перечень преступных деяний, в результате которых налоги не поступают в бюджет, не сводить их только к предоставлению налоговой декларации и документов. В целях усиления противодействия совершению новых налоговых преступлений также полагается возможным рекомендовать обобщить практику применения привлечения к уголовной ответственности в различных регионах РФ, выявить расхождения в правовых подходах квалификации, и разработать общие методические рекомендации по устранению подобных ошибок.
Таким образом, для предупреждения налоговых преступлений и их эффективного расследования, необходимо не только производить верную уголовно-правовую квалификацию, но и обратить внимание на системно-институциональные предпосылки обуславливающие высокий уровень преступности в налогово-бюджетной сфере.
В этом контексте, стоит отметить что для преодоления имеющихся проблем в сфере уголовной ответственности за налоговые преступления, а также улучшения имеющихся в законодательстве проблемных мест, стоит обратиться к совместному рассмотрению налоговой и коррупционной преступности, а в более широком контексте, налоговой преступности как составной части экономической преступности как таковой.
Помимо этого, стоит обратить внимание на то что как налоговые, так и коррупционные преступления являются следствием системно-институциональных проблем, прежде всего связанных с экономическо-социальным уровнем развития, правовой культурой населения и политико-правовым устройством государства. Таким образом, решение уголовно-правовых проблем ответственности за совершение преступлений в налоговой сфере возможно только через преодоление имеющихся системно-институциональных проблем в государственном, правовом, политическом и экономической устройстве.
Для этого, необходимо не только реформирование уголовного и бюджетно-налогового законодательства, но и развитие правового государства, правосознания и институтов открытого, демократического и гражданского общества. В свою очередь, высокой уровень демократических прав и свобод в государстве взаимосвязан с экономическим благосостоянием и уровнем жизни населения. Помимо этого, важное значение также имеют национально-культурные особенности обуславливающие особенности правового менталитета государства.