Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения влияния гаджетов на развитие современных младших школьников 5
1.1 Особенности проявления зависимости от гаджетов у младших школьников 5
1.2 Анализ исследований влияния гаджетов на развитие эмоциональной сферы младших школьников 10
1.3 Анализ исследований влияния гаджетов на развитие коммуникации младших школьников 15
2. Эмпирическое исследование влияния гаджетов на развитие современных младших школьников 22
2.1 Организация и процедура исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования влияния гаджетов на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы младших школьников 25
2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследования 32
Заключение 35
Список литературы 38
Приложение 1 41
Читать дальше
Подводя итоги проведенного исследования влияния гаджетов на современных младших школьников можно сделать следующие общие выводы.
В настоящее время отмечается широкое распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронными гаджетами (планшетными устройствами, игровыми приставками, мобильными телефонами и т.д.). Замещение и подмена привычной человеческой коммуникации электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального и культурного развития детей. Дети младшего школьного возраста, чрезмерно увлеченные гаджетами, рано становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного и социального развития, теряют способность влиять на поведение ребенка. Психика детей подстраивается под технические приспособления, в результате меняются мышление и восприятие ребенка. Яркие зрительные образы вызывают сильные эмоции, но оставляют равнодушным мышление ребенка, в результате главными каналами восприятия у него становятся зрение и слух. Также ребенок зачастую не может эффективно справиться с переизбытком информации получаемой с помощью современных технических устройств, что приводит к нарушениям эмоционально-волевой сфере, дети становятся эмоционально неуравновешенными, неспособными контролировать свои действия, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия, подверженность стрессам.
С целью изучения влияния гаджетов на современных младших школьников было организовано и проведено эмпирическое исследование. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что чрезмерное увлечение гаджетами оказывает негативное влияние на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №12 г. Томск. С целью выявления признаков зависимости от гаджетов у детей было проведено анкетирование родителей учащихся четвертых классов. По результатам анкетирования была выделена группа из 16 учащихся четвертых классов, у которых проявляются признаки зависимости от гаджетов, также была сформирована контрольная группа из 16 учащихся четвертых классов, у которых не было выявлено признаков развития зависимости от гаджетов. Далее было поведено исследование особенностей развития эмоциональной сферы и коммуникативных качеств учащихся исследуемых групп с помощью таких методик, как тест эмоционального интеллекта Холла и методики «Кто прав?» Г.А.Цукерман. По результатам проведенных методик можно отметить, что у младших школьников без признаков зависимости от гаджетов значительно выше способности к эмпатии, эмоциональная гибкость, способности к самомотивации и эмоциональной регуляции по сравнению с младшими школьниками, у которых были выявлены признаки зависимости от гаджетов. У детей без признаков зависимости от гаджетов выше уровень развития способностей к пониманию необходимости применения разных оснований для оценки одного и того же предмета общения, понимание относительности оценок предмета общения, лучше развита способность к учету разных потребностей и интересов участников взаимодействия. Таким образом, подтвердилась гипотеза о негативном влиянии чрезмерного использования гаджетов на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии /Г.С. Абра-мова. – М.: Академия, 2011. –320 с.
2. Абрамова Г.С.Возрастная психология: учебное пособие для сту-дентов вузов /Г.С.Абрамова. —Екатеринбург: Деловая книга, 2017. — 624 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение/А.А.Бодалев. - М., Педагогика, 2013. - 272 с.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Ба-тюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божо-вич. – М.-Воронеж, 2015. – 520 с.
6. Валижонов М. М. Пути решения проблемы компьютерной зави-симости // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 285-286
7. Возрастная психология / Под. ред. Кулагиной И.Ю.– М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2018. – 440 с.
9. Вострокнутов Н.В. Компьютерная зависимость и коморбидные расстройства // Игровая зависимость: мифы и реальность / Под ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой. – М.: РИО ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2017. - С. 9-21.
10. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности младших школьников / К. М. Гуревич. – М.: Наука, 2002. – 176 с.
11. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология. – 2015 - № 1. - С. 65-77.
12. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. - 2019, № 3. - С. 72-80.
13. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния ком-пьютерной зависимости на личность человека. // Школьная библиотека. – 2018. - № 3. - С. 52-59.
14. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родите-лей детям) /А.И. Захарова. – СПб.: Респекс,2015. – 312 с.
15. Захарченко Е.Н. Война мобильникам: новости о детях //Здоровье.-2012.-N4.-С.78-82
16. Каменская В.Г. Психодиагностика ребенка / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов, О.А. Драганова. - М.: Инфра-М, 2018. - 480 c.
17. Кичаев А.А. Есть ли у Вас зависимость от гаджетов? // Аллея науки. – 2017. - №8. – С.102-105
18. Корнеева Е.Н. Методы активного социально-психологического обучения /Е.Н. Коренеева. - Саратов: АйПиАр Медиа, 2019.— 121 c.
19. Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый /А.В. Котляров. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2016. – 460 с.
20. Кудинова Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников // Молодой ученый. —2017 — №16. — С. 464-465.
21. Лабунская В.А.Психология затрудненного и незатрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция /В.А.Лабунская.- М.: Академия, 2016. – 288 с.
22. Лилюхин А.М. Аддиктивное поведение российской молодежи: условия формирования, особенности стратегии и практик: Автореф. дисс. канд. социолог. наук. Ростов-на-Дону, 2016 – 130 с.
23. Мандель Б.Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
24. Михайлина А.В. Гаджет-аддикция: причины возникновения и ме-тоды борьбы //Аллея науки. – 2017. - №12. – С.116-122
25. Никитина А.С. Роль современных гаджетов в развитии личности младшего школьника //Психология и социальная педагогика: проблемы и перспективы развития. – 2018. – №1. – С.12-15.
26. Никифоров А. С /А.С. Никифоров. Эмоции в нашей жизни. – М.: АСТ, 2018. - 272 c.
27. Осложненное поведение детей и подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2016. – 322 с.
28. Прибылова Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в шко-ле. – 2015.-№ 4. – С.87-90.
29. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
30. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное по-собие /А.А. Реан. – М.:Флинта, 2018. - 272 с.
31. Руженков В.А. Аддиктивное поведение студенческой молодежи: систематика, распространенность, клиника и профилактика //Научные ведо-мости университета.– 2015.- № 10 (207). – С.78-82
32. Сиберг Д. Цифровая диета /Д.Сиберг. – М.: Альпина паблишер, 2015 – 208 с.
33. Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1826–1830.
34. Теперик Р.Ф., Жукова М.А. Психологические аспекты Интернет-зависимости // Игровая зависимость: мифы и реальность. Материалы между-народной конференции / Под ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой. – М.: РИО ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2017. - С. 138-146.
35. Федоров А. Оглохнуть от мобильника?/ / Здоровье.-2016.-N2. - С.84.
36. Фепп М. Л. Проблема интернет-зависимости у подростков во всем мире / М. Л. Фепп. —// Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 288-289.
37. Хилько М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткаче-ва. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c.
38. Чебан А.Г. Гаджет-аддикция и её влияние на когнитивные процес-сы у детей и подростков // Аллея науки. – 2016. - №10. – С.108-110
39. Чудинова В. П. Социализация ребенка и медиа//Школьная биб-лиотека. – 2019. - № 4. – С. 22-28.
40. Шадриков В.Д. Эмоции и чувства /В.Д. Шадриков. - М.:Логос, 2002.- 156 с.
Читать дальше