В последние несколько лет наиболее спорным вопросом в гражданском праве Китая является вопрос о том, как закрепить права личности. Возникает ряд вопросов о том, как защитить права личности, как справиться с взаимодействием между законодательно закрепленными правами личности и Законом о гражданской ответственности, а также о том, должна ли быть отдельная книга о правах личности в будущем Гражданском кодексе Китая. Концепция прав личности не нова.
В Китае на юридическом уровне права личности влекут за собой совокупность прав, которые защищают врожденные атрибуты человека. На положительном уровне, согласно пересмотренному положению о причинах исков по гражданским делам, вынесенным Верховным народным судом, права личности относятся к праву на имя, праву на внешность, праву репутации, праву чести, праву личности, право на неприкосновенности частной жизни, право на брак, личную свободу и право на личные данные.
Судебная интерпретация Верховного народного суда по вопросам, касающимся определения гражданской ответственности за компенсацию за душевные страдания, обеспечивает защиту некоторых других прав, таких как право на тело и право на личное достоинство.
Следует отметить, что приведенный выше список защищаемых прав личности не является закрытым, а неограниченным, что оставляет место для признания новых типов прав личности. Кажется, что никто не сомневается в необходимости правовой защиты прав личности, особенно с учетом быстрого развития Интернета и новых медийных технологий. Однако то, каким образом права личности закрепляются (и должны быть) законодательно закреплены, является предметом горячих споров.
Несмотря на необходимость дальнейшего улучшения правовой защиты прав личности в Китае, не следует преувеличивать недостатки в их нынешней защите. Как и везде, права личности в Китае защищены рядом правовых механизмов, среди которых, помимо прочего, находятся Закон о гражданской ответственности, уголовное право и конституционное право. В частности, права личности неуклюже регулируются множеством законодательных инструментов, таких как Конституция КНР, Общий принцип гражданского права, Закон о защите прав потребителей, Закон о защите прав потребителей, постановления Государственного совета, циркуляры министерств и ведомств, и судебные толкования Верховного народного суда.
Во время первого президентского срока Путина (2000–2004 гг.) Freedom House оценил Россию как «частично свободную» с плохими 5 баллами как по политическим правам, так и по гражданским свободам (1 - самая свободная и 7 - наименее свободная). В период с 2005 по 2008 год Freedom House оценил Россию как «несвободную» с 6 баллами за политические права и 5 за гражданские свободы, согласно отчетам «Свобода в мире». В 2006 году журнал The Economist опубликовал рейтинг демократии, в котором Россия заняла 102-е место среди 167 стран и определила ее как «гибридный режим с тенденцией к ограничению СМИ и других гражданских свобод». Согласно отчету Human Rights Watch за 2016 год, ситуация с правами человека в Российской Федерации продолжает ухудшаться. Как член Совета Европы и страна, подписавшая Европейскую конвенцию о правах человека, Россия имеет международные обязательства в области прав человека. В предисловии к докладу о ситуации в России за 2004 год Комиссар Совета Европы по правам человека отметил «кардинальные изменения, неоспоримые после распада Советского Союза».
Правительство налагает некоторые ограничения на свободу передвижения и проживания. Взрослые должны иметь внутренние паспорта во время путешествий и для получения многих государственных услуг.
Некоторые региональные власти вводят правила регистрации, которые ограничивают право граждан на выбор места жительства, как правило, в отношении этнических меньшинств и мигрантов с Кавказа и Центральной Азии. Более четырех миллионов сотрудников, связанных с вооруженными силами и службами безопасности, были запрещены к выезду за границу в соответствии с правилами, принятыми в 2014 году.