Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ возрастной динамики формирования ценностных представлений у учащихся в спортивной школе 5
1.1 Ценностные представления и их роль в структуре личности 5
1.2 Развитие ценностных представлений в онтогенезе 8
1.3 Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных представлений у учащихся в спортивной школе 12
Выводы по главе 1 15
Глава 2 Эмпирическое исследование возрастной динамики ценностных представлений учащихся на примере ГБУ «СШОР № 55 «СКИФ» 16
2.1 Характеристика ГБУ «СШОР № 55 «СКИФ» 16
2.2 Исследование ценностных представлений учащихся младшего 18
подросткового возраста в ГБУ «СШОР № 55 «СКИФ» 18
2.3 Исследование ценностных представлений учащихся раннего юношеского возраста ГБУ «СШОР № 55 «СКИФ» 21
2.4 Направления оптимизации работы по формированию ценностных представлений у учащихся разного возраста в ГБУ «СШОР № 55 «СКИФ» 24
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 31
Читать дальше
Обобщая результаты проведенного анализа литературы и эмпирического исследования, можно сделать следующие общие выводы.
Ценностные представления являются системой достаточно четко структурированных ориентаций, регулирующих поведение личности, а также определяющих отношение личности к фактам реальности. Система ценностей во много определяет особенности социальной активности индивида, особенности его эмоциональной сферы, волевых качеств. Система ценностных представлений во многом определяет как индивидуальную, так и коллективную деятельность индивида, направляя его активность. Посредством системы ценностных представлений, как сложного социально-психологического феномена, происходит формирование личностного отношения к самому себе и к окружающим людям, формирование поведенческих особенностей, развитие индивидуальной позиции. Изучив и проанализировав представления о классификации ценностных представлений в литературе, можно отметить разнообразие критериев, на которых они основываются, что характеризует сложность и неоднозначность данного феномена. В целом, происходит дифференциация внешних и внутренних ценностей, так как для и системы ценностных представлений человека свойственен двойственный характер, обусловленный как качествами самого индивида, так и свойствами социальной среды. В качестве оснований и критериев классификации могут выступать как объективные, так и субъективные характеристики явлений.
Ценностные представления формируются на протяжении всей жизни индивида, трансформируясь по мере накопления жизненного опыта и развития личности. Этапы, которые проходит в своем развитии система ценностных представлений, находятся в соответствии с общей периодизацией развития личности. Период подросткового и юношеского возраста является этапом наиболее активного формирования системы ценностей, когда развивающаяся личность присваивает систему ценностей общества, выстраивает индивидуальную картину мира. На особенности развития системы ценностей влияют как личностные особенности индивида, так и социальная среда. В частности, принадлежность к молодежным организациям, таким, как спортивные школы, способствует формированию системы социально значимых ценностей личности.
С целью изучения возрастной динамики ценностных представлений учащихся спортивной школы было организовано и проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие воспитанники ГБУ «СШОР № 55 «СКИФ» младшего подросткового и раннего юношеского возраста.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно отметить у всех исследуемых учащихся сформированность представлений о высокой ценности здоровья, что может быть обусловлено системой воспитательной работы по развитию данной ценности в различных возрастных группах. Анализируя особенности возрастной динамики ценностных представлений, можно отметить меньшую значимость у учащихся раннего юношеского возраста, по сравнению с учащимися подросткового возраста ценностей активной деятельности, ответственности и профессиональной самореализации. Также у учащихся раннего юношеского возраста выше значимость представлений о ценностях взаимоотношений с друзьями, развлечений и удовольствий, что может быть обусловлено возрастными особенностями, а также ценности образования, что определяется актуальной ситуацией развития. Таким образом, подтвердилось предположение о различиях в структурно-содержательных характеристиках ценностных представлений учащихся спортивной школы в различных возрастных группах.
Читать дальше
1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. – 2011. - №4 – С. 118-123.
2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспи-тание: образовательный и социальный аспекты/ В.К. Бальсевич, Л.И. Лубы-шева //Теория и практика физической культуры. – 2013 – № 5 – С. 19-22.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008 – 398 с.
4. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие /М.В. Гамезо. – М.: Аспект, 2013. – 277 с.
5. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности //Психология лич-ности обществе: активность и развитие личности /сост. К.А. Абульханова. - М.: Аспект, 2009. - С. 102-110.
6. Караковский В. С. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьников. – 2018. - №2 . – С. 4-7.
7. Кон И.С. В поисках себя личность и ее самосознание /И.С. Кон. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 312 с.
8. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.– СПб.:Изд-во СПбГУ, 2011. – 382 с.
9. Кутепов М. Е. Ценности в области физической культуры и спорта как предмет анализа // III Всес. конф.по проблемам физич. культуры и спор-та: Тезисы. - М., 2010. - С. 32-33
10. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 2009. - №4. С.38-41.
11. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью// Теория и практика физической культуры. – 2011. - №6. - С. 10- 15
12. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к дей-ствительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – С. 35-38.
13. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности /Б.Д. Парыгин. – М.: Акадения, 2012.– 230 с.
14. Попов А. Л. Личностный смысл движений человека// Принципи-альные вопросы кинезиологии спорта: Сборник научных трудов/ Под. ред. Коненберга В. Б. Малаховка. М.: МОГИФК, 2012. - С. 69-74
15. Романюк Л.В. Ценностные ориентации: сущность, структура и психологические механизмы развития /Л.В. Романюк. – Каменец-Подольский: Азбука-НОВАЯ, 2011. – 188 с.
16. Румянцева О. М. Гуманистические ценности в культуре и их пре-емственность в спортивной деятельности // Тезисы Всероссийской научной конференции «Человек, общество и культура в контексте глобальных изме-нений». - М.: МГУ, 2010. – С.72-74
17. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамиче-ская система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 204 с.
Читать дальше