Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения ученического самоуправления в детском коллективе 5
1.1.Понятие и сущность самоуправления в современной школе 5
1.2.Ученическое самоуправление в школе как педагогическая проблема 11
Глава 2. Педагогическое сопровождение деятельности ученического самоуправления 16
2.1.Опыт организации ученического самоуправления как эффективной формы организации жизнедеятельности коллектива учащихся 16
2.2.Исследование ученического лидерства на примере самоуправления в младших классах 19
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
В современном образовании одним из основных направлений является организация и функционирование ученического самоуправления. Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в обсуждении и решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. То есть это возможность каждому ребёнку продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, освоить общественный опыт.
Школа должна обучать не только наукам, также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.
Активное участие в решении разнообразных проблем образовательного учреждения формирует у обучающихся осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и другим, способствует развитию социальных навыков поведения, обогащает опыт межличностного взаимодействия, в результате чего происходит развитие социальной компетентности. Учащиеся, пробуя себя в различных направлениях работы, могут оценить свои способности, что позволит более осознанно решать вопрос дальнейшего выбора профессии.
Одним из главных условий достижения положительных воспитательных результатов при формировании детского самоуправления является грамотное педагогическое руководство деятельностью учащихся. Хорошо сформированное самоуправление даёт возможность в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива и создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.
Ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а также способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.
В заключении отметим, что положительные качества личности обучающегося, формируемые посредством его активного участия в детском самоуправлении, являются фундаментом его успешности, как в школьные годы, так и во взрослой жизни.
Школьники, вовлеченные в работу управленческого органа, становятся более ответственными, организованными, общительными, получают первичный опыт управления коллективом и организации его деятельности, учатся работать в команде, делегировать обязанности, ставить цели и достигать их, находя наиболее эффективные пути решения проблемы. Активные участники ученического самоуправления выгодно выделяются на рынке труда и являются более конкурентоспособными специалистами.
Следовательно, при активной работе и серьезной государственной поддержке ученическое самоуправление станет серьезной опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодежи.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Байкова Л.А. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2019. – 144 с.
2.Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М.: Владос, 2018. – 192 с.
3.Быкова В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях // Классный руководитель. – 2018. - №6. – С. 23-31.
4.Жуковский В.К. Проект деятельности как средство развития воспитательного процесса // Воспитание школьника. – 2017. - №7. – С. 2-5.
5.Калиш И.А. Типичные ошибки ученического самоуправления //Народное образование. – 2016. - №7. – С. 69-81.
6.Коротов В.М. Самоуправление школьников. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.
7.Костюченко А.А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления: дис. кандидата педагогических наук. - Воронеж, 2016. – 210 с.
8.Майкон А.И. Пять + один! // Классный руководитель. – 2017. - №5. – С.45-46.
9.Мартынюк Е.Г. Ступенька во взрослую жизнь: методические материалы по созданию ученического самоуправления – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2017. – 100 с.
10.Никитюк А.С. Самоуправление класса // Классный руководитель. – 2018. - №3. – С.78-81.
11.Образование в сфере прав человека в школе / Под ред. А.Я. Азарова – Петрозаводск: Дорога, 2019. – 68 с.
12.Пашков А.А. Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 08.02.2021).
13.Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: кн. для учителя / Н.И. Приходько. – М.: Просвещение, 2017. – 126 с.
14.Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., Просвещение, 2019. – 328 с.
15.Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Юниорский союз «Дорога». – М.: Знание, 2020. – 92 с.
16.Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. –256 с.
17.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб. метод. пособие / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 156 с.
18.Саутиева И.Г. Роль и место ученического самоуправления в современном воспитательном процессе // Вестник НовГУ. - 2020. - №4. - С. 40-43.
19.Степанов Е.А. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы // Воспитание школьников. – 2019. – № 1. – С. 2–6.
20.Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления руководителя и педагогического коллектива. – М.: Просвещение, 2018. – 206 с.
Читать дальше