Введение…………………………………………………..………………….3 ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста 1.1. Понятие диалогической речи и ее место в аспекте развития речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………6 1.2. Анализ вариативных программ по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..……………10 Выводы по I главе…………………………………………….……………14 ГЛАВА II. Методика использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи детей дошкольного возраста 2.1. Сюжетно-ролевая игра и ее значение в речевом развитии дошкольников…………………………………………………………..……….15 2.2. Выявление уровня сформированнности диалогической речи детей………………………………………………………………………………20 Выводы по II главе…………………………………………………………25 ГЛАВА III. Практическое использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи детей дошкольного возраста 3.1. Методика проведения сюжетно-ролевых игр………………………27 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………34 Выводы по III главе………………………………………………………..39 Заключение…………………………………………………………………41 Литература……………………………………………………………….....44 Приложения………………………………………………………...………47  

роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника

курсовая работа
Педагогика
46 страниц
65% уникальность
2021 год
130 просмотров
Замолодская Ю.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………..………………….3 ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста 1.1. Понятие диалогической речи и ее место в аспекте развития речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………6 1.2. Анализ вариативных программ по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………..……………10 Выводы по I главе…………………………………………….……………14 ГЛАВА II. Методика использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи детей дошкольного возраста 2.1. Сюжетно-ролевая игра и ее значение в речевом развитии дошкольников…………………………………………………………..……….15 2.2. Выявление уровня сформированнности диалогической речи детей………………………………………………………………………………20 Выводы по II главе…………………………………………………………25 ГЛАВА III. Практическое использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи детей дошкольного возраста 3.1. Методика проведения сюжетно-ролевых игр………………………27 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………34 Выводы по III главе………………………………………………………..39 Заключение…………………………………………………………………41 Литература……………………………………………………………….....44 Приложения………………………………………………………...………47  
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема изучения развития речи у детей на социально-педагогическом уровне не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. На научно-теоретическом уровне исследования проблемы при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (А.


Если доверите написание курсовой работы нам, успеем в срок.


.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Г.М. Кучинский, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Е.О. Смирно¬ва, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин и мн. др.). Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка. Особенное значение в становлении системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия в дошкольном возрасте приобретает сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность этого периода детства. Полноценное психическое становление ребенка, как в норме, так и при различных видах дизонтогенеза невозможно без развития игровой деятельности. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка, становление его личности. На научно-методическом уровне исследования проблемы известно, что именно в игре создаются условия непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнерства, когда общение оптимально мотивировано. Исходя из этого мы видим проблему исследования: при каких условиях диалогическая речь детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет происходит максимально эффективно? Несмотря на достаточную разработанность данной темы в практике работы мы наблюдаем следующее противоречие: с одной стороны, воспитатели активно используют сюжетно-ролевые игры для работы с детьми дошкольного возраста, а с другой стороны при разыгрывании сюжетно-ролевых игр акцент делается на социальных навыках, а не диалогической речи. Значимость темы, ее недостаточная разработанность, острая потребность практики в новых технологиях и методиках в данном направлении объясняют актуальность данной работы. Объект исследования: речевое развитие детей шести лет в дошкольном образовательном учреждении. Предмет исследования: процесс диалогического развития речи старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр. Гипотеза: уровень речевого развития старших дошкольников повышается при использовании сюжетно-ролевых игр, если: 1) в единый учебно-воспитательный процесс включить диагностику речевого развития; 2) формирование диалогической речи будет осуществляться в ходе организации непосредственной образовательной деятельности и свободной деятельности детей; 3) учитывать индивидуальные особенности детей. Цель: определение влияния сюжетно-ролевых игр на развитие речи детей и проверка эффективности использования этого методического приема в ходе занятий со старшими дошкольниками. Задачи исследования: 1. Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников. 2. Изучить закономерности влияния сюжетно-ролевых игр на речевое развитие дошкольников. 3. Проверить опытно-экспериментальным путем характера влияния сюжетно-ролевых игр на речевое развитие дошкольников. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: О.А. Бизиковой, Е. Зворыгиной, А.Г. Рузской, Н.М. Юрьевой и др. В ходе исследования были использованы следующие методы: 1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников. 2. Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников. 3. Беседы с родителями о значимости развития речи детей. 4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности влияния ролевых игр на речевое развитие дошкольников. 5. Обобщение собственного опыта работы. Теоретическая значимость работы заключается в попытке обобщить и систематизировать методические подходы к использованию сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Практическая значимость работы заключается в практической апробации системы сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Этапы исследования: диагностика уровня диалогической речи детей дошкольного возраста, реализация методики развития диалогической речи в рамках сюжетно-ролевых игр, повторная диагностика уровня диалогической речи и оценка эффективности реализованной методики. Экспериментальная база исследования: Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.  

Читать дальше
В соответствии с задачами исследования, в первой главе дипломной работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, что позволило нам сделать следующие выводы. Диалогическая речь - наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение следует учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребенку в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстовую речь. Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка (в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик (сообщение, побуждение, реакции на них), дети способны усвоить разнообразные их функции, а, следовательно, научиться пользоваться диалогом. Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом. Настоящие исследование заключалось в том, чтобы выявить уровень развития у детей диалогической речи. Так как она является наиболее социально значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере ответственно относятся к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций, способствующих развитию диалогической речи. По результатам исследования выяснилось, что большинство детей имеют достаточный уровень развития диалогической речи, но и немало детей имеют средний и низкий уровень. На основе этого была составлена система мероприятий по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Целью работы было: повысить уровень развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения. Также важным в формировании диалогической речи детей является работа с родителями, так как необходимым условием для развития диалогической речи является речевая среда в семье ребенка, обеспечивающая постоянное практическое употребление речевых средств общения и развитие новых умений разговорной речи. С этой целью следует постоянно просвещать родителей в этой области, говорить о значении формирования диалогической речи у детей, знакомить с методами и приемами обучения. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность детского сада должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. После проделанной работы можно сделать вывод что: • Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы. • Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словес¬ного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: уме¬нию слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаи¬модействие, отвечать на высказыва¬ния партнера, рассуждать, аргументи¬ровать высказывания. • Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; игры: театрализованные (игры-драматизации, инсценировки), дидактические, подвижные, словесные, сюжетно-ролевые; чтение художественной литературы, совместное составление рассказов, комментированное рисование и др. • Целесообразно чаще организовы¬вать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игро-вых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказы-вать предположения, пожелания, не¬согласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.  
Читать дальше
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Просвещение, 2015. – 320 с. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение. - 2017. – 150 с 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Просвещение, 2019. – 200 с. 4. Бизикова О. Игра как фактор развития диалога [Текст] / О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2017. - №5. - С. 9-19. 5. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада, 2-е издание перед. и доп. / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2013. – 100 с. 6. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] / В.Н. Волчкова. – Воронеж: ТУ «Учитель», 2014. – 110 с. 7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1956. – 300 с. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: «Детство-Пресс», 2017. – 160 с. 9. Головин С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2019. - 976 с. 10. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Речь, 2014. – 170 с. 11. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2015. – 236 с. 12. Зворыгина Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры [Текст] / Е. Зворыгина, Н. Комарова. // Дошкольное воспитание. – 2019. - №5. - С. 31-40. 13. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Научн. рук. Л.А. Парамонова. - 6-е изд. перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 192 с. 14. Калиниченко Л.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст] / Л.В. Калиниченко. - М.: Юрайт, 2014. – 326 с. 15. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2017. – 230 с. 16. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019. - 352 с. 17. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. - 2016. - №3. – С. 25-30. 18. Мещеряков Б. Большой психологический словарь, 3-е изд. [Текст] / Б. Мещеряков. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 1560 с. 19. Моралова Е.А. Педагогически потенциал игрового взаимодействия в образовании дошкольников и младших школьников [Текст] / Е.А. Моралова. – М.: Образование, 2013. – 120 с. 20. Петровский А.В. История и теория психологии. В 2 т. Т. 2 [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 – 413 с. 21. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 1992. – 278 с. 22. Подьякова Н.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст] / Н.Н. Подьякова. - М.: Просвещение, 1987. – 200 с. 23. Реан А.А. Психология детства. Практикум [Текст] / под ред. А.А. Реан. - М.: Речь. - 2013. – 250 с. 24. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2018. - 315 с. 25. Трошин О.В. Логопсихология: учеб. пособие для вузов [Текст] / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 256 с. 26. Усова А.П. Роль игры в детском саду. Сборник статей [Текст] / А.П. Усова. – М.: Просвещение,1961. – 148 с. 27. Ушакова О.С. Занятие по развитию речи в детском саду [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Просвещение, 1993. – 260 с. 28. Шорохова О.А. Проблема развития языковой личности дошкольника в условиях многообразия вариативных программ [Текст] / О.А. Шорохова // Логопед. – 2016. - №11. - С.17-19. 29. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника [Текст] / Д.Б. Эльконин // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1949. – 120 с. 30. Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалога в контексте обучения дошкольников [Текст] / Н.М. Юрьева // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. - М.: Образование – 2013. – С. 86-98. 31. Якобсон С.Г. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования - 2-е изд., перераб. [Текст] / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др. - М.: Просвещение, 2016. - 232 с. 32. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щерба. - СПб.: Речь, 2017. - 259 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
рынок цифровой торговли союза
Количество страниц:
37
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Содержание и особенности управленческого труда
Количество страниц:
35
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
Управление внеоборотными активами предприятия на примере ООО "Роял Групп"
Количество страниц:
64
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image