ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У НЕЗРЯЧИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 5 1.1. Осязательное восприятие: определение, виды и функции 5 1.2. Характеристика формирования осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития в онтогенезе 9 1.3. Особенности осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития детей младшего школьного возраста 13 Выводы к первой главе 18 ГЛАВА 2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У НЕЗРЯЧИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ 19 2.1. Научно теоретическое обоснование выбора методик по исследованию осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития 19 2.2. Диагностические методики исследования осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития 22 Выводы ко второй главе 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30  

Теоретические ориентиры и методы оценки уровня осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития.

курсовая работа
Педагогика
33 страниц
83% уникальность
2021 год
30 просмотров
Бакшеева Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У НЕЗРЯЧИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 5 1.1. Осязательное восприятие: определение, виды и функции 5 1.2. Характеристика формирования осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития в онтогенезе 9 1.3. Особенности осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития детей младшего школьного возраста 13 Выводы к первой главе 18 ГЛАВА 2 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У НЕЗРЯЧИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ 19 2.1. Научно теоретическое обоснование выбора методик по исследованию осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития 19 2.2. Диагностические методики исследования осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития 22 Выводы ко второй главе 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30  
Читать дальше
Актуальность темы. Проблемой современного образования является оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В научных исследованиях доказано, что компенсаторную функцию в развитии детей с нарушениями зрения выполняет осязательное восприятие (В.З. Денискина, Л.Б. Осипова, Л.


Как правило, цена диссертации по истории достаточно высока. И это не мудрено, ведь диссертация это очень комплексная и ответсвенная работа. Именно от нее зависит получение научной степени. Мы стараемся обеспечивать самое высокое качество работ при низких ценах. К тому же вы можете оплатить диссертацию двумя платежами по 50% от стоимости, если сделаете заказ у нас.


.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Л.А. Ремезова, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева и др.). Многие дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. В связи с этим проблема развития осязательного восприятия детей с нарушениями зрения требует научного объяснения и дальнейшего изучения. Особенно это важно на начальном этапе коррекционного воздействия - в младшем школьном возрасте. В тифлопедагогике разработаны программы развития осязания учащихся начальных классов (В.З. Денискина, Л.В. Мясникова, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина, Л.А. Ремезова). Показана специфика реализации коррекционных задач по развитию осязания и мелкой моторики детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на общеобразовательных занятиях (Л.Б. Осипова). В связи с этим проблема развития осязательного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения продолжает оставаться актуальной. Исходя из этого, нами была определена тема исследования: «Теоретические ориентиры и методы оценки уровня осязательного восприятия у незрячих младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития». Цель исследования: теоретически изучить и практически показать роль дидактической игры в развитии осязательного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Объект исследования - процесс развития осязательного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития осязательного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития осязательного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 2. Изучить особенности осязательного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. 3. Проанализировать диагностики по развитию осязательного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. При решении поставленных задач в работе использовались следующие методы: метод анализа, сравнения и обобщение сведений из общей и специальной психолого-педагогической литературы. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.  

Читать дальше
В ходе исследования установлена идентичность протекания процесса формирования представлений слепых и нормальновидящих младших школьников, доказательством чему служит обнаружение у слепых фазовости данного процесса. Однако наряду с имеющейся общностью при слепоте возникает ряд особенностей, характеризующих как качество и количество представлений слепых, так и процесс их формирования. В последнее время появились исследования по вопросам развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности младших школьников и младших школьников с нарушением зрения [21]. Тем не менее, проблемы развития осязательного восприятия у данной категории детей нельзя считать исчерпанными. Ряд вопросов, касающихся психолого-педагогического диагностирования разных сторон осязательного восприятия, особенностей его развития в процессе специальных и общеобразовательных занятий, структуры специальных коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики, дифференциации требований в решении данной проблемы применительно к специалистам разного профиля, остаются во многом нерешенными, что часто придает коррекционно-педагогической работе по развитию осязательного восприятия в структуре образовательного процесса хаотичный, стихийный характер. Можно с уверенностью утверждать, что дифференцированное обучение слепых детей повлечет за собой не только положительные изменения в области расширения и углубления чувственного опыта и сближения выделенных групп, но отразится на мыслительной, эмоциональной и других сферах психической деятельности.  
Читать дальше
1. Adelson, E. Gross motor development in infants blind frоm birth / E. Adelson, S. Fraiberg // Exceptional infant: Assessment and intervention / Friedlander B. [Ed.] – New York : Brunner/Mazel, 2015. – p. 63-83. 2. Anderson, D.W. Mental Imagery in Congenitally Blind Children / D.W.Anderson // Journal of Visual Impairment and Blindness. – 2014. – № 5. – Р. 206 - 210. 3. Андрющенко, Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет) [Текст] : методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е.В. Андрющенко, Л.Б. Осипова, Н.Я. Ратанова - Челябинск : Цицеро, 2009. - 96 с. 4. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.В. Артемова. - М. : Просвещение, 1992г. 5. Баряева, Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- М., 2011. 6. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос,2010. 7. Бейлина, А. Игры и игровые средства [Текст] / А. Бейлина, Ф. Фребель // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3. - С. 56-58. 8. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгнер, П.С. Мухина. М. : 1999. - 405 с. 9. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М., 1956. 10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2005. - 512 с. 11. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, Л.И. Солнцева. - М., 2001. - 198 с. 12. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников, имеющих нарушения зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. - Челябинск, 2008. - 206 с. 13. Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова - Челябинск : «Букватор», 2006. - 113 с. 14. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики [Текст] : учеб. пособие / В.П. Ермаков - М. : ВЛАДОС, 2000. - 186 с. 15. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М. : Владос, 2000. - 238 с. 16. Жигарева,М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ.высш.учеб.завед.- М.: Академия,2006. 17. Запорожец, А.В. Восприятие и действие [Текст] / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская / Под ред. А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1967. - 327 с. 18. Кожанова, Н.С. Рельефно-графические пособия как средство компенсации нарушений зрения [Текст] / Н.С. Кожанова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - Вып. - С. 3. 19. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы [Текст] / В.М. Козубовский. - М., 2008. - 144 с. 20. Колесникова, Е. Нарисуем желтый круг: Развитие сенсорных навыков у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Колесникова // Обруч. - 2006. - Вып. 4. - С. 40-41. 21. Лаврентьева, Г.П. Практическая психология для воспитателя: сб. тестов для выявления уровня развития ребенка [Текст] / Т.М. Титаренко. - Киев, 2002. - Вып. 2.- 124 с. 22. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] : учеб. пособие / А.Г. Литвак. - СПб. : РГПУ, 2008. -271 с. 23. Литвак, А.Г. Тифлопсихология [Текст] / А.Г. Литвак. - М.: Просвещение,1985. - 248 с. 24. Маврина, И.В. Организация взаимодействия детей 3-5 лет на развивающих занятиях [Текст] / И.В. Маврина. - М., 2000. - 163 с. 25. Маллер, А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальнрой недостаточностью: Учеб. пос. для студентов высш.учеб.завед./М.В.Жигорева.-М.:Академия, 2006. 26. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Мясникова. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006. - 19 с. 27. Мясникова, Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у младших школьников с нарушением зрения в процессе коррекционного обучения [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.В. Мясникова. - М.: ГНУ ИКП РАО, 2005. - 20 с. 28. Овчинникова, Г.Н. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Г.Н. Овчинникова, Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова // Вестник КемГУ. - 2008. - Вып. 3. - С. 48-50. 29. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности младших дошкольников с нарушением зрения [Текст] : автореф. дис.… канд. пед. наук: / Л.Б. Осипова. - Екатеринбург, 2010. - 20 с. 30. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения слабовидящих [Текст] : учеб. пособие / Л.И. Плаксина. - М. : РАОИКП, 1999. - 208 с. 31. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной - М. : Экзамен, 2013. - 335 с. 32. Развитие осязательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения: Монография [Текст] / Л.А. Ремезова [и др.].- Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. - 220 с. 33. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2-4 года жизни [Текст] / О.П. Рожков, И.В. Дворова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 134 с. 34. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов, М., 2014. — С. 396 — 397. 35. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.М. Солнцева // Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 51-55. 36. Сорокина, А.Н. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.Н. Сорокина. - М.: Просвещение, 2012. - 167 с. 37. Тупоногов, Б.К. Содержание и формы организации коррекционной работы. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие / Б.К. Тупоногов. - М.: Логос, 2014. - 145 с. 38. Тюбокина, З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / З.Н. Тюбокина // Дефектология. - 2000. - № 5. - С. 42-45. 39. Чуканова, А.М. Тактильные книжки-игрушки для детей с нарушениями зрения: теория и практика [Текст] / А.М. Чуканова, Т.В. Слюсарская. - Тула, 2015. - 49 с. 40. Юрлина, О.Ф. Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения [Текст] / О.Ф. Юрлина // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. Москва, ноябрь 2016 г. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 36-39.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Формирование экологических знаний у старших дошкольников посредством моделирования
Количество страниц:
100
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Оценка эффективности инвестиционных решений на основе ключевых показателей стоимости
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Инвестиционный менеджмент
курсовая работа
Лечение больных гриппом и орз в лазарете мед роты (мп) и в условиях внештатного изолятора
Количество страниц:
19
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image