Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение эмоциональной сферы подростков в отечественной и зарубежной психологической литературе 6 1.1 Понятие эмоциональной сферы личности; особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте 6 1.2 Особенности развития подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа 16 1.3 Анализ исследований взаимовлияния школьной успеваемости и особенностей эмоциональной сферы учащихся подросткового возраста 29 Выводы по главе 1 42 Заключение 44 Список литературы 46

Особенности эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, с разной школьной успеваемостью

курсовая работа
Психология
50 страниц
64% уникальность
2021 год
35 просмотров
Разина О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое изучение эмоциональной сферы подростков в отечественной и зарубежной психологической литературе 6 1.1 Понятие эмоциональной сферы личности; особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте 6 1.2 Особенности развития подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа 16 1.3 Анализ исследований взаимовлияния школьной успеваемости и особенностей эмоциональной сферы учащихся подросткового возраста 29 Выводы по главе 1 42 Заключение 44 Список литературы 46
Читать дальше
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современ-ная система образования под влиянием гуманистических идей характери-зуется постоянным поиском инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса и обеспечению оптимальных условий для развития учащихся. В центре образовательного процесса находятся интересы и возможности учащихся, с одной стороны, и в то же время необходимость усилить их собственную ответственность за достижение учебных результатов. В соответствии с этим, большое внимание уделяется выявлению причин затруднений учащихся, изучению условий достижения ими учебной и социальной успешности и, соответственно, возможностей педагогического прогнозирования успеха. Изучение особенностей эмоционального развития человека является одним из самых актуальных вопросов, так как психологические процессы оказывают влияние на жизнедеятельность и внутреннее состояние человека в целом. Значимая роль в достижении эффективного межличностного вза-имодействия играет эмоциональное развитие личности, которое служит регулятором дистанции и знака отношений. Вопросами, связанными с изучением эмоциональной сферы человека, занимались известные отече-ственные и зарубежные исследователи, данная тема раскрывается в трудах Г.


Сколько времени займёт заказать отчет по учебной практике в Кемерово ? Считанные минуты с сервисом Work5.


.М.Бреслава, Л.Я. Гозман, К. Изарда, Е.П. Ильина, И.А. Лопатиной, А. Лэнгле, и других авторов. Проблема изучения успешности учебной дея-тельности в разных своих аспектах получила отражение в трудах отече-ственных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (М.К. Акимо-ва, Л.И.Божович, А.К.Маркова, А.В. Мудрик, Е.В. Тараканова, В.С.Цетлин.). Проблему формирования личности в подростковом возрасте можно с уверенностью отнести к числу наиболее часто обсуждаемых в психологической литературе. Также можно отметить, что проблема эмо-ционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В частности, можно отметить недостаточность материалов о соотношении особенностей эмоциональной сферы у под-ростков с различной школьной успеваемостью, воспитывающихся в учре-ждениях интернатного типа. Цель исследования – изучение особенностей эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, с раз-личной школьной успеваемостью. Объект исследования – эмоциональная сфера подростков. Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы под-ростков ас различной успеваемостью. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что су-ществуют различия в особенностях развития эмоциональной сферы у под-ростков с высокой и низкой школьной успеваемостью, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Задачи исследования: 1. На основании изучения источников литературы определить поня-тие эмоциональной сферы личности, а также особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте. 2. Изучить особенности развития подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. 3. Провести анализ исследований взаимовлияния школьной успевае-мости и особенностей эмоциональной сферы учащихся подросткового возраста. 4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенно-стей эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, с разной школьной успеваемостью. 5. Сформулировать выводы по результатам проведенного исследо-вания. Теоретическая значимость исследования. В настоящем исследовании теоретически обоснована необходимость изучения эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа. Практическая значимость исследования. Материалы, полученные в результате проведения исследования, могут использоваться в процессе со-здания развивающих программ работы с подростками, в практике психо-логического консультирования и коррекционной работы, при разработке системы эффективной психологической помощи и сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, что поз-волит оптимизировать процесс их социализации и адаптации. Полученные в ходе исследования данные позволили разработать практические реко-мендации по учету особенностей эмоционального развития подростков в процессе их обучения и воспитания. Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, за-ключение, список источников литературы и приложение.  

Читать дальше
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие общие выводы. Под эмоциональным развитием личности понимается процесс постепенной дифференциации эмоций и чувств, а также развитие способности к вербализации, то есть умению осознавать свои чувства и чувства других людей. Подростковый возраст является периодом повышенной эмоциональности, что проявляется в таких особенностях подростков, как возбудимость, изменчивость настроения, сочетание полярных качеств, которые выступают попеременно. Многие особенности эмоциональных реакций переходного возраста обусловлены гормональными и физиологическими процессами, поэтому в данный период жизни у подростка может возникнуть повышенная тревожность, аффективность, эмоциональная неустойчивость. В то же время, в этот период человеку важно развивать способности к эффективной адаптации и самоорганизации, поскольку от этого во многом зависит полная реализация личностного потенциала, его самоактуализация и удовлетворенность жизнью в целом. У воспитанников учреждений интернатного типа развитие всех аспектов личности (представлений о себе, отношения к себе, образа Я, самооценки и т.д.) существенно отличается от развития этих аспектов у подростков, живущих в семьях. Это является одним из самых значимых следствий депривации потребности родительской любви, а также нарушений чувства уверенности в себе у многих воспитанников учреждений интернатного типа. У подростков, воспитывающихся в условиях интерната, интимно-личностная сторона общения часто оказывается неразвитой, что отчасти обусловлено условиями общения подростков со сверстниками. Если у подростков, воспитывающихся в семьях, отношения со сверстниками носят избирательный характер, у подростков, воспитывающихся в интернате, постоянно происходит обязательное общение с достаточно узкой группой сверстников. В этом случае на смену избирательности приходит восприятие контактов со сверстниками, как чего-то стабильного и неизбежного, независящего от их воли. Необходимость постоянных контактов с окружающими способствует развитию эмоционального напряжения, тревожности и усилению агрессии. Таким образом, в условиях воспитания в интернате у подростков нередко происходит формирование агрессивного, игнорирующего или пассивного типа поведения и эмоционального реагирования. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Эмоциональное возбуждение же улучшает выполнение более лёгких заданий и затрудняет выполнение более сложных. При этом положительные эмоции, связанные с успехом учебной деятельности, повышают, а отрицательные эмоции, связанные с неуспехом, понижают уровень выполнения учебной деятельности. Однако при чрезмерно сильном эмоциональном реагировании на успех протекание учебной деятельности нарушается, достижение успеха ценой особых усилий провоцирует появление усталости и ухудшение качество учебной деятельности, как и неуспех, следующий за серией неуспеха, может вызвать кратковременное повышение уровня деятельности.  
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студен-тов вузов. - М.: Академический Проект, 2018. - 624 с. 2. Акимова М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с. 3. Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с. 4. Багандова Г.Х. Каузальная атрибуция достижений подростков, воспи-тывающихся вне семьи: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Багандова Г. Х. - Ярославль, 2011.- 167 с. 5. Бреслав Г. М. Психология эмоций: учеб. пособие для вузов /Г.М. Бре-слав. – М.: Смысл, 2016. - 544 с. 6. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Пи-тер, 2018. - 478 c. 7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. : Питер, 2018. — 398 с. 8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c. 9. Гаджибабаева Д.Р. Психофизиологические и психологические особен-ности подростков, проживающих в условиях семьи и дома-интерната: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.02 / Гаджибабаева Д. Р. - С-Пб, 2012.- 24 с. 10. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М.:Юнити, 2016. – 225 с. 11. Головаха Е. И., Панина И. В. Психология человеческого взаимопо-нимания / Е. И., Головаха, И. В. Панина. – Киев: Наука Думка, 2017. – 216 с. 12. Гудонис В.П. Особенности адаптации детей и подростков, оставших-ся без опеки родителей / В.П. Гудонис // Дефектология. - 2007. - № 4. - С. 70-76. 13. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c. 14. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования /К.В. Дрозд. - М.: Юрайт, 2019. - 266 с. 15. Дубровина И.В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 2010. - 264 с. 16. Замалдинова Г.Р. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в условиях взаимодействия государственных и общественных структур: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Замалдинова Г. Р. - Санкт-Петербург, 2012. - 20 с. 17. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с. 18. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – М., 2011. - 784 c. 19. Исмаилова Н.И. Успешность обучения и его взаимосвязь с личност-но-типологической регуляцией поведения и социально-психологическим статусом подростков / Н.И. Исмаилова // Школа Л.С. Выготского: материалы II Международной научно-практической кон-ференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 90-летию со дня рождения Л.А. Венгера. (7-8 декабря 2015 года) / под ред. Л.Ф. Баяновой. – Казань: Изд-во Казанского унта, 2015. – 286 с. 20. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология / Л.Ц. Кагермазова. - М.: Академический проспект, 2018 - 165 с. 21. Кириллова А.В. Особенности социальной компетентности подрост-ков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Часть 2 // Гуманитарные научные исследования. - 2017.- № 10. – С.93-97. 22. Кобзарь Т.А. Критерии успешности учебной деятельности в под-ростковом возрасте// Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. - №3. – С.72-78. 23. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c. 24. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2018. - 352 c. 25. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО/В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2019. - 472 с. 26. Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 281-284. 27. Кузьмичёв Ю.А. Психологическое обеспечение развивающей комму-никативной среды детского дома / Ю.А. Кузьмичёв // Практическая психология в развивающем образовательном пространстве / Под ред. Н.М. Швалёвой. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2012. - С.70-97. 28. Кузьмичёв Ю.А. Становление личности воспитанников детского до-ма в условиях развивающей коммуникативной среды / Ю.А. Кузьмичёв // Вестник Пятигорского государственного лингвистического универси-тета. - 2018. - №5. - С.53-57. 29. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата /В.В. Кузнецов. - М.: Юрайт, 2019. - 156 с. 30. Лебедева Н.В. Профессиональное самоопределение социальных си-рот на этапе подростничества: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Лебедева Наталья Васильевна. –М., 2011. - 19 с. 31. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррек-ция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с. 32. Лопатина И.А. Особенности эмоциональной сферы подростков, вос-питывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «я» //Наука и школа. – 2016. - №3. – С.78-82 33. Лопатина, И.А. Особенности эмоциональной сферы подростков, вос-питывающихся в учреждениях интернатного типа: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.13 / Лопатина И. А. - М, 2011. - 19 с. 34. Луковенко Т.Г. Особенности процесса социализации детей-сирот в условиях детского дома и образовательного учреждения интернатного типа / Т.Г. Луковенко // Теория и практика специального образования: сб.н.ст. - Хабаровск: ДВГГУ, 2006. - С. 103 -108. 35. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциаль-ный анализ. Бюллютень. – М, 2018 . - №1. - С. 9-31. 36. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.:Питер, 2017. – 245 с. 37. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2018. - 320 c. 38. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность лично-сти: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47 39. Мирошниченко, O.A. Психологические аспекты деятельности персо-нала учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Мирошниченко О. А. – М., 2010. - 190 с. 40. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c. 41. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.:Академия, 2013. - 183 с. 42. Маркова А.К.. Психологические критерии эффективности учебного процесса// Вопросы психологии,2007 . - №4. - С.40-51. 43. Негрич О.И. Психолого-педагогический подход к исследованию проблемы школьной неуспеваемости. // Актуальные проблемы психо-логического знания. -2010. - №3. - С. 58-61 44. Павлычева Т.Н. Социально-психологические аспекты адаптирован-ности выпускников интернатных сиротских учреждений в открытом социуме: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Павлычева Т. Н. - Москва, 2010. - 26 с. 45. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы ста-новления личности. - М.: Мир — М.: Мир, 2010. – 315 с. 46. Савин В.Ф. Психологический аспект самоопределения.// Психологи-ческий журнал. – 2016. - №4. - С. 65-74. 47. Славина Л.С. Изучение неуспевающих школьников и индивидуаль-ный подход в работе с ними / Локалова Н.П. Школьная неуспевае-мость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2019. - С. 150-153. 48. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столярен-ко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c. 49. Тараканова Е.В. Проблема школьной неуспеваемости и дифферен-циации обучения.// Система ценностей современного общества. - 2014. - №33. - С. 169-175. 50. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. - М.: Смысл, 2016 - 120 с. 51. Chaplin T. Gender differences in response to emotional: an assessment across subjective, behavioral, and physiological domains and relations to alcohol cravings //Clinical and Experimental Research. – 2018. - № 3. – P.242–250. 52. Lawrence B. Dramatic Play and Social / Emotional Development. - 2017. - №3. – Р.74-78 53. Palan N. Emotional intelligence on education //International Annual Edi-tion of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice/ - 2017. - Vol. 7. Pp. 113-121.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Параллельные вычисления. Теория параллелизма.Аппаратный и программный параллелизм
Количество страниц:
22
Оригинальность:
30%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Компьютерные технологии
реферат
Криптографический механизм блокчейн-технологий. Способы достижения безопасности.
Количество страниц:
22
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Компьютерные технологии
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image