ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Характеристика исторических источников советского агитационного фарфора. 10 1.1. Коллекция М. В. Мироновой и А.С. Менакера во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. 10 1.2. Коллекция советского авторского фарфора Л.О. Утесова во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. 18 Глава 2. Историческое значение агитационного фарфора. 25 2.1. Коммунистическая идеология в росписи агитационного фарфора. 25 2.2. Окна РОСТА – летопись Гражданской войны (1917-1922 гг.). 40 2.3. Проявление признаков соцреализма в агитационном фарфоре. 47 Глава 3. Агитационный фарфор как способ пропаганды ценностей пролетариата. 56 3.1. История возникновения передового вида советского искусства. 56 3.2. Роль художников «левого фланга» в подъеме агитационно-массового искусства 20-х гг. 63 3.3. Советский фарфор как средство агитации «за власть Советов». 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 89

Агитационный фарфор как исторический источник

дипломная работа
Искусство
80 страниц
82% уникальность
2021 год
92 просмотров
Языкова А.
Эксперт по предмету «Музееведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Характеристика исторических источников советского агитационного фарфора. 10 1.1. Коллекция М. В. Мироновой и А.С. Менакера во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. 10 1.2. Коллекция советского авторского фарфора Л.О. Утесова во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. 18 Глава 2. Историческое значение агитационного фарфора. 25 2.1. Коммунистическая идеология в росписи агитационного фарфора. 25 2.2. Окна РОСТА – летопись Гражданской войны (1917-1922 гг.). 40 2.3. Проявление признаков соцреализма в агитационном фарфоре. 47 Глава 3. Агитационный фарфор как способ пропаганды ценностей пролетариата. 56 3.1. История возникновения передового вида советского искусства. 56 3.2. Роль художников «левого фланга» в подъеме агитационно-массового искусства 20-х гг. 63 3.3. Советский фарфор как средство агитации «за власть Советов». 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 89
Читать дальше
1917 год в России обозначился сменой как общественно-политического уклада, так и целой идеологической системы, перестройки революционного времени привнесли новые установки и в творческом мире. Новая среда выявила и новые потребности. Последствия Гражданской войны нанесли огромный урон только зарождающемуся новому государству, вследствие чего правительству требовались новые формы распространения коммунистических идей. Одним из решений проблематики пропагандистского характера в обновленном государстве стало такое уникальное по своей природе явление, не имеющее прямых аналогов в других странах, как агитационный фарфор.


Нужна диссертация? Лучшим решением будет купить диссертацию по экологии. Не переживайте о качестве. Мы помогаем студентам уже 15 лет. Средняя оценка наших работ - 4,87.


. Данный феномен, берущий начало в русском авангардном искусстве, и подлежит анализу в настоящем исследовании. Тематика данной выпускной квалификационной работы посвящена анализу историчности такого явления как агитационный фарфор. Большая часть анализу посвящена истории Государственного фарфорового завода, основных его творческих представителей. Также разрабатываются такие смежные темы как хронология фарфорового искусства в советской России, стилистика агитационного фарфора, проблематика его коллекционирования. Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, тем, что она является недостаточно освещенной в кругу гуманитарных исследований. Проблематика агитационного фарфора была рассмотрена в науке с точки зрения его зарождения, развития и затухания, однако, частично не изученными остаются характеристики и дилеммы советского искусства. Изучение данной проблемы углубит понимание творческого пути авторов левого фланга, тематических пластов их художественного мира. Избранная тематика особенно актуальна для современного музееведения, так как приоткрывает предпосылки, идеи и задачи советской пропагандистской идеологии, опираясь на которые обостряется проблематика современного состояния вопроса о формах агитации и пропаганды. В работе затрагивается история зарождения искусства советского фарфорового искусства, показывается уникальность данного явления в аспекте искусствоведческих феноменов. Подвергаются анализу цели и задачи, поставленные советским правительством перед данным видом искусства. Осуществляется анализ основных имен, использованных элементов, работ из коллекций, их признаков. Поверхностно для общей картины исследования рассматривается также проблематика коллекционирования предметов советского фарфора. Явление агитационного фарфора на почве советского государства стало одним из главенствующих способов внедрения идеологии пролетариата. В 20-е годы XX века агитационный фарфор наряду с иными художественными практиками (например, советским плакатом, утвержденными лозунгами, эмблемами, отражающими идеалистический советский быт) занимался прославлением революции и ее последствий. Новизна разработки данной тематики заключается в том, что в данной работе проведена попытка анализа советского агитационного фарфора свежим исследовательским взглядом, в котором ракурс осмысления направлен на выявление особенностей историзма и принципиальных констант творческого метода того времени. Исследовательское ядро работы заключается в прочтении предлагаемых по теме источников с точки зрения искусствоведческих принципов. Фарфоровые изделий привнесли в художественный и бытовой мир советского человека образы мужественных революционных вождей. Использование новой фарфоровой техники требовало также новых способов практического выражения. Основным приемом фарфоровой росписи было использование черного или красного шрифта, известных агитационных лозунгов. Интересно понаблюдать, каким образом агитационный фарфор сближается с искусством плаката, что будет рассмотрено в данной работе. Данное исследование выполняется также для обозначения основных характеристик и эмблематик, использующихся в изделиях фарфора. Так, основными элементами предстают, например, серп и молот, шестеренки, надписи агитационного характера. Новизна данного исследования также заключается в определении характеристик изделий: их текстологических, изобразительных и декоративных элементах. Проблематика разработки данной темы касается также атрибуции агитационного фарфора в искусствоведческой науке. Стоит отметить, что при анализе предметов агитационного назначения, встает следующий ряд вопросов: определение точного периода времени между 20-30-ми годами, в который предмет создавался; на большинстве изделий отсутствует маркировка и авторская подпись, так как предметы предполагали отсутствие привязки к определенному создателю; на предметах, которые выпускались заводом, зачастую сменялись марки; также художники порой переходили с одного завода на другой; художественная промышленность фарфора зачастую использовала представителей иных творческих отраслей. Тем не менее, процесс атрибуции советского фарфора, чрезвычайно важен для музееведения и первичного анализа данных изделий. Агитационный фарфор исполнялся в многообразии форм: предметы приобретали вид тарелок, чашей, сервизов. Они создавались с целью расположить не только граждан внутри советского государства, но и привлечь к идеям коммунизма иностранных коллекционеров, показать светлую сторону пришедшего большевизма и необходимость распространения перемен. Фарфор воспевал идеи трудолюбия, физической и моральной стойкости. Данная исследовательская проблема вызывает у автора особый интерес, так как, во-первых, охватывает особый период в развитии русского художественного выразительного искусства. Во-вторых, она важна для музееведения, так как разрабатывает один из самых провокационных и спорных периодов в истории российского художественного мира. Объектом данной работы является агитационный фарфор периода советского режима, взятый в контексте 1920-1930-х годов, то есть периода его зарождения, становления и развития. Предметом данной работы является рассмотрение эволюции проблематики агитационного фарфора. Цель исследования заключается в оценке источникового потенциала агитационного фарфора. В соответствии с выделенной целью в работе решаются следующие исследовательские задачи: 1. описать использованную в работе музейную коллекцию М.В. Мироновой и А.С. Менакера и основные ее источники; 2. описать использованную в работе музейную коллекцию Л.О. Утесова и основные ее источники; 3. проанализировать роль коммунистической идеологии в становлении такого явления изобразительного искусства России как агитационный фарфор; 4. изучить проблематику Окон РОСТА как летописи пропагандистской деятельности советского правительства; 5. выявить принципы соцреалистического искусства, которые положены в основу объекта изучения; 6. исследовать историю возникновения данного вида советского искусства в общем художественном контексте; 7. подвергнуть анализу роль художников «левого» фланга в распространении идей агитации; 8. дать комплексный анализ источников исследования согласно техническим особенностям советского фарфора как средства агитации. Основными хронологическими рамками в работе признаются 1920-1930-е годы. Однако исследование также затрагивает дальнейшие периоды развития советского фарфора и его коллекционирования. Отправной точкой исследования признается начало Гражданской войны и запуск агитационно-пропагандистских работ представителями красной армии. 1921 год ознаменовал появление художественного фарфора и подчинил его средства художественной выразительности задачам строительства нового общественного порядка. Мастера различных техник создают как отдельные предметы, так и целые наборы, сервизы, которые предназначаются для распространения в среде советского бытового пространства. Однако проблематика агитационного фарфора заключалась в том, что его первичная популяризация происходила в среде иностранных или отечественных коллекционеров. Примером таких работ служат общеизвестные скульптуры «Красногвардеец», «Работница, вышивающая знамя» и «Матрос с цветом», в которых отразился дух эпохи того времени . Героями фарфоровых изделий зачастую, как будет показано, становились простые люди, выходцы из низшей среды, но тем не менее проявляющие высокий уровень способностей, политического воодушевления и близости обычному человеку. Основной методологический аппарат, использованный в работе, заключается в следующих исследовательских приемах: историко-описательный метод, благодаря которому объект исследования анализируется с различных точек зрения. Также сравнительно-исторический метод, который рассматривает явления советского художественного пространства с точки зрения их агитационного влияния (плакаты, росписи и т.д.). Используется и семантический метод, предполагающий выделение основных характеристик и отношений между анализируемыми предметами. В данной работе использовались как искусствоведческие, так и общие историографические исследования. Основной упор сделан на работы таких ученых как Эльвира Борисовна Самецкая и Евгений Александрович Лансере . Историографический обзор использованных при написании источников предполагает, что упор делается на работы, посвященные проблематике агитационного фарфора, которые написаны Л.В. Андреевой , К. Борисовым и многими другими . Искусствоведческие работы, посвященные общим вопросам, под авторством Ю.Н. Гирина , Я. Тугендхольда , В. Руднева . А также работы, посвященные историографии фарфорового завода, - Э. Голлербаха , Н.С. Петровой и т.д. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Структура отражает разделение на описательную, теоретическую и аналитико-анализационную части. Первая глава посвящена характеристике использованных источников, в ней дан обзор тех предметов и коллекций, которые анализируются в дипломе. Вторая глава отражает историческое значение данного фарфора (идеология, Окна РОСТа, агитация). В третьей главе на основе описанных принципов описывается левый фланг соцреалистического искусства, анализируются источники коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В работе представлено также приложение, в котором отражен основной иллюстративный материал, представленный во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и использующийся для анализа. В частности, источниками послужили две коллекции советской керамики XX века: собрания известных артистов Л.О. Утесова, а также М.В. Мироновой и А.С. Менакера.

Читать дальше
Данная работа посвящена уникальному явлению советского художественного творчества, агитационному фарфору, который был создан с целью распространения идей зарождающегося коммунистического общества и используется в современной науке в качестве исторического источника. Форма агитационного фарфора стала необычным выразителем революционно-пропагандистских настроений. Зародившись еще на Императорском фарфоровом заводе, он затем был преобразован в Государственный, и производство поменяло направление от привычных образов цветов и пастушек в сторону использования керамических изделий на благо революционной агитации. Агитационный фарфор проявлялся в образах-призывах. Проанализировав теоретическую литературу, можно сделать вывод, что основными агитационными лозунгами того периода были такие как: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля трудящимся!», «Кто не с нами, тот против нас». Стоит отметить, что данные призывы художники обрамляли в яркий декоративный орнамент, преимущественно красных оттенков. Как было показано, изделия агитационного фарфора создавались на заводе творческим коллективом авторов, во главе которых стоял Сергей Васильевич Чехонин. До участия в создании фарфора он занимался вопросами книжной иллюстрации, собирал произведения устного народного творчества, разрабатывал использование разнообразных шрифтов. Благодаря С.В. Чехонину выпускаемый фарфор расширил свою стилистику, характер написания лозунгов, сложным орнаментом. В данной работе проанализированы также работы Н.Я. Данько, М.М. Адамовича, Н.И. Альтмана, Э.М. Криммера, Т.Н. Беспаловой-Михалевой, Е.Р. Трипольской и многих других известных художников. Созданные ими фарфоровые произведения, отличавшиеся высоким уровнем мастерства, с самого начала отражали основную символику молодого революционного подъема: серп, молот, шестеренка, символ человека в роли «винтика», благодаря которому работает многофункциональная государственная машина. Как удалось выяснить, первоначально агитационный фарфор был мало распространен на территории самого Советского союза, а создавался для экспорта и показа на зарубежных выставках. В таком виде он получал информационное и коллекционное значение за рубежом, и лишь затем стал предметом бытового использования среди простого народа. Краски агитационного фарфора были яркими, под стать новой зарождающейся жизни в построенной на иных началах стране. Образы гражданской войны отошли в прошлое – использовались образы мирной жизни: колхозница, держащая в руках колосья, жница, ваза с цветами, комсомолец-спортсмен, образы представителей малых советских республик . Художественный агитационный фарфор отражал послереволюционный быт, орнамент зачастую носил восточный характер, выражая разнообразие национальных русских стилей. Звонкие и броские краски, как важные черты агитационного фарфора, своей яркостью показывали всю палитру красочной жизни под новым руководством. По итогам данного исследования выполнено описание основных использованных предметов из музейных коллекций М.В. Мироновой и А.С. Менакера, а также Л.О. Утесова. Также проанализирована роль идеологических предпосылок советского общества в становлении феномена агитационного фарфора. Доказано, что Окна РОСТА, являвшиеся летописью пропаганды коммунизма, были в дальнейшем использованы в практике агитационного фарфора. В работе проведен историко-теоретический анализ возникновения и развития фарфорового производства в России. Выявлены принципы художественного метода соцреализма, которые положены в основание агитационного фарфора: прославление народности, то есть приближенность к бытовым образам и практическому использованию в быту; идея лучшей жизни в новой стране; идеология социального заказа; конкретность и материализм окружающей действительности; романтизация советского быта. Проведенное исследование показало, что в технике агитационного фарфора сильно изображение крестьянских мотивов, которые существовали еще в XIX веке. Этой традицией преемственности может объясняться повышенный интерес отечественных и советских коллекционеров, историков и музееведов к такому предмету как агитационный фарфор. Выяснено, что угасание жанра агитационного фарфора относится к концу 30-х годов XX века. Это происходит, так как агитационный фарфор, выполнив свою задачу агитационной пропаганды, уступает место другим художественным направлениям. Однако влияние агитационного фарфора на искусство России безусловно, в науке он стал одним из самых значительных периодов в искусстве прошлого столетия и стал логичным развитием авангарда в Советском союзе, на практике выражаясь в виде пропагандистских объектов. Дальнейшие образы подвергаются идейному «опращиванию», становятся более светскими, приобретают не основанную на идеологии яркость красок, в тематике сохраняются отголоски советской агитации, но в минимальных количествах. В заключение стоит отметить, что развитие агитационного фарфора формировалось по ходу развития академических традиционных форм и перехода к футуристичному авангарду, который отличался особый декорированием и экспериментальными свойствами. Агитационный фарфор отлично передал основные характеристики своей эпохи, показал уход от старых традиций и формирование новых эстетических канонов. Советское общество нуждалось именно в таком искусстве: громогласном, прямолинейном, громко-пафосном и смело выражающем свои идеи через уникальную стилистику. Агитационный фарфор реорганизовывал идеи реализма и супрематизма, как вида авангардного искусства. Как удалось выяснить, уникальность агитационного фарфора как исторического источника состоит также в том, что, казалось бы, хрупкая и утонченная материальная форма стала мощным голосом революционных идей, вдохновляла своими лозунгами и художественными образами. Творения деятелей той эпохи занимают высокое место среди искусствоведческих собраний, но также несут в себе образы ушедшей эпохи, по которым можно делать историографические выводы о ней. Агитационный фарфор как продукт материально-культурной деятельности человека явился важнейшим вкладом в разработки вопросов сопоставления исторических фактов специалистами-историками. В ходе рассмотрения проблематик советского периода для историографов агитационный фарфор служит дополнением к письменным источникам информации, так как располагает знаниями о становлении новой идеологии, показывает оценку эпохи ее современниками и творцами. Картинки, детально показывающие советский фарфор, способны многое рассказать и обогатить комплекс знаний как о периоде времени, в который создавались, так и пояснить агитационно-идеологические настроения страны и ее населения, раскрыть потенциал подобных действий в влиянии на сознание масс. Фарфор с давних времен является одной из самых массовых категорий исторических находок. Как исторический источник он несет огромный объем информации. По характеру его изготовления можно определить особенности развития общества, в котором он создается. Изделия из фарфора являются наиболее важным информативным источником об образе жизни, основных идеях, прославляемых советским правительством. Полученные в ходе написания работы данные важны для разработки музееведческих вопросов и могут быть использованы для углубления понимания проблематики вопросов историзма советского агитационного фарфора.
Читать дальше
1. Коллекция Мироновой-Менакера. Музей-квартира актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых — А.С. Менакера. 2. Фарфор, фаянс и майолика XIX – начало XX веков. Коллекция Всероссийского музея декоративного искусства. 3. Абрамец А.М. Образ В.И. Ленина в творчестве В.В. Маяковского / А.М. Абрамец. – М.: Знание, 1980. – 305 с. 4. Агаркова Г. 250 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге / Г. Агаркова, Н. Петрова. – СПб.: ЛФЗ-Дезертина, 1994. – 249 с. 5. Агитфарфор – Советский фарфор – Чехонин Данько Голлербах. – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Государственный фарфоровый завод (ГФЗ) и художники. – Москва, 2009. – Режим доступа: http://www.antik-invest.ru/blog/?p=3817, свободный. 6. Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. – М.: Искусство, 1991. – С.6-22. 7. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: в 2т. – Т1/Под ред. Толстого В.П. – М.: Искусство, 2002. – 246 с. 8. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы: в 2т. – Т2/Под ред. Толстого В.П. – М.: Искусство, 2003. – 253 с. 9. Агитация искусством. Книга-альбом. Сост.: Шмитков Д., Зверев В.А., Авт. текста Шумков В.П. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 112 с. 10. Аксёнова М. Искусство. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков. – М.: «Аванта+», 1999. – 656 с. 11. Андреева Л.В. Советский фарфор 1920–1930 гг. – М.: Советский художник, 1975. – 339 с. 12. Астраханцева Т.Л. Типология, виды и жанры русской керамической скульптуры первой половины XX века в эволюции стиля: автореф. дис...докт. искусствоведения. – Москва: [Б. и.], 2015. – 66 с. 13. Березовская К. Революция нашла своё первое и лучшее отражение в фарфоре. Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. –М.: ЛК пресс, 2006. – 122 с. 14. Борисов К. Агитационный фарфор. – Таллин, 2007. – 156 с. 15. Борисовская Н.А. Иллюстрированный словарь русского искусства. – М.: «Белый город», 2001. – 552 с. 16. Безпалова-Михалева Т.Н. Обо мне и о моих товарищах // Форум для коллекционеров антиквариата. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://bezpalova-mihaleva.narod.ru/vospom.html, свободный. 17. Виппер Б.Р. К проблеме атрибуции / Виппер Б.Р. // Статьи об искусстве. – М.: Искусство, 1970. – 591 с. 18. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: «ЛИТА», 2000. – 864 с. 19. Вокруг квадрата: каталог выставки / Т.В. Кудрявцева, Т.В. Кумзерова и др. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005. – 159 с. 20. Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка: Каталог. – М.: Комитет по делам искусств при СНК СССР, Гос. Третьяковская галерея, 1985. – 108 с. 21. Гирин Ю.Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. – М.: ИМЛИ РАН, 2013. – 400 с. 22. Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда: каталог выставки / Т.В. Кумзерова, Н.А. Щетинина, Н.С. Петрова, И.К. Майстренко и др. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. – 240 с. 23. Голлербах Э. История Государственного фарфорового завода… // Русский художественный фарфор. — Ленинград: Госиздат, 1984. — С. 9-16. 24. Горький М. Е.Я. Данько (1 октября 1934) / М. Горький. // Собр. соч.: в 30 т. — Т. 30. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1995. – С. 360–361. 25. Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Художественный фарфор: каталог / Автор вступит. статьи Е. Я. Данько. Л., 1998. – 84 с. 26. Греборя И.Е. История русского искусства / И.Е. Греборя, В.Н. Мезарёва. – М., 1999. – 225 с. 27. Гуркова О. От бытового аскетизма к культу вещей: идеология потребления в советском обществе // Люди и вещи в советской и постсоветской культуре: Сборник статей. – Новосибирск: редакционно- издательский центр НГУ, 2005. – 129 с. 28. Данько Е.Я. Государственный фарфоровый завод. 1917-1937. Художественный фарфор. Каталог. – СПб., Изд. Государственной конторы справочников и каталогов 1998. – С. 17-43. 29. Данько Е.Я. Ваза Богдыхана. – М.: Радуга, 1995. – 16 с. 30. Данько Е.Я. Фарфоровая чашечка. – Л.: Гос. изд-во, 1989. – 14 с. 31. Данько Е.Я. Китайский секрет. – Л.: Гос. изд-во, 1990. – 167 с. 32. Жирков Г.В. История советской цензуры: период диктата государственного издательства (1919–1921) // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. – Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. – Вып. 3. – 1995. – С. 78–86. 33. Журавлев С.В. Феномен «Истории фабрик и заводов»: горьковское начинание в контексте эпохи 1930-х годов. – М.: ИРИ, 2007. – 215 с. 34. Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования». – № 1. – 2002. – С. 15-19. 35. Иньшакова Е.Ю. Коллекция «Окон РОСТа и ГПП» в собрании Государственного музея В. В. Маяковского // Творчество В.В. Маяковского. Вып. 3: Текст и биография. Слово и изображение. – М.: Изд-во Ин-та мировой литературы (ИМЛИ) РАН, 2015. – С. 379–386. 36. Императорский Фарфоровый Завод. 1744—1904. – СПб., 2006. – 122 с. 37. Императорский фарфоровый завод. 1904-1906 / под науч. ред. В. В. Знаменова. – СПб., Оркестр, 2008. — 767 с. 38. Карамышев В.А. Советская военная печать в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны 1918–1920 гг. – М., 1955. – 24 с. 39. Касьяненко А.А. Советская реклама как социокультурный феномен. – Кемерово, 2004. –133 с. 40. Киселева Т. Источник творчества — сама жизнь // Трудовая победа, 2012. – N. 24. – С. 4-11. 41. Козлёнков В.А. Поэтика агитационного плаката: фольклорные элементы в «Окнах РОСТА» Владимира Маяковского // Вестник КГУ им. Некрасова. 2011. – N. 3. – С.116-120. 42. Козлёнков В.А. Реклама и пропагандистский лозунг в творчестве В.В. Маяковского // Сборник студенческих статей по материалам Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Российская Федерация и современный мир: пути и перспективы развития». – М: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2009. – С. 93-97. 43. Козлёнков В.А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х – 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. – N. 1. – С. 139-142. 44. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития / В.Б. Кошаев. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 271 с. 45. Кудрявцева Т.В. Вокруг Квадрата. Авангардный фарфор революционной России. – Санкт-Петербург: «Фонтанка», 2004. – с. 190. 46. Кудрявцева Т.В. Идеология и коммерция. Поднесение к Рождеству. Вокруг квадрата. Каталог выставки. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. – 160 с. 47. Курбатов Ю.И. Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург: Архитектурно-градостроительные уроки. – СПб.: Искусство, 2008. – 278 с. 48. Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее. – М., 2004. – 96 с. 49. Лансере А.К. Советский фарфор. Искусство ленинградского государственного фарфорового завода имени М. В. Ломоносова. – СПб.: Искра, 2014. – 278 с. 50. «Мы будем помнить эти годы ...»: Эрмитажная летопись войны и победы: каталог выставки / Сост. О.Г. Зимина и др. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. — 111 с. 51. Орлова М.А. Историко-революционная тема в советском изобразительном искусстве. – М.: Искусство, 1994. – 201 с. 52. Очерки истории советского искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика / Отв. ред. Поспелов Г. Г. – М.: Советский художник, 1990. – 263 с. 53. Очерки современного советского искусства: Сборник статей по архитектуре, живописи, графике и прикладному искусству. – М.: Наука, 2005. – 109 с. 54. Паперный В.З. Культура Два. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 408 с. 55. Петрова Н.С. Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. 1944–2004. – СПб.: Оркестр, 2006. – 719 с. 56. Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга: Каталог выставки / Сост. А.В. Иванова, С.Б. Адаксина, В.А. Федоров; под ред. М.Б. Пиотровского. – СПб.: АО «Славия», 2017. – 160 с. 57. Померанцева Э. Русские художественные промыслы. Вторая половина XIX –XX в. – М.: «Наука», 1965. – 266 с. 58. Похвалинская Л. Е. Волшебный мир фарфора. – Казань: Заман, 2003. – С.96-98. 59. Пронина И.А. Фарфор фаянс стекло / И.А. Пронина, М.В. Владимирцева, Л.В. Казакова, И.М. Суслов // Под редакцией В.П. Толстого. – М.: Искусство,1980. – 339 с. 60. Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. – М.: РАН, 1993. – 123 с. 61. Русский художественный фарфор / Под. ред. Э. Ф. Голлербаха, М. В. Фармаковского. – СПб, 1984. – 198 с. 62. Самецкая Э.Б. Советский агитационный фарфор. – М.: IP-Media, 2004. – 480 с. 63. Самецкая Э.Б. Главная тема агитфарфора // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – М.: ЛК пресс, 2002. – С. 2-24. 64. Самецкая Э.Б. Фарфор – галерея героев // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – М.: ЛК пресс, 2004. – С. 32-37. 65. Самецкая Э.Б. Красные и белые // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – М.: ЛК пресс, 2007. – С. 44-47. 66. Самецкая Э.Б. Агитационный фарфор на антикварном рынке // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – М.: ЛК пресс, 2008. – С. 13-29. 67. Самецкая Э.Б. Советский фарфор: проблема каталога // Советский музей. – 1986. – N. 4. – С. 22–28. 68. Сафаров А. Журнал Декоративное искусство. – М.: Артпроект, 2012. – 160 с. 69. Силина М. Владимир Ленин и советская мемориальная индустрия // Центр экспериментальной музеологии. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва, [20011]. – Режим доступа: http://redmu- seum.church/lenin_commemoration, свободный. 70. Смолицкий В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР / В. Г. Смолицкий, Д. А. Чириков, Ю. В. Максимов. – М.: Высшая школа, 1992. – 236 с. 71. Советское декоративное искусство: Фарфор. Фаянс. Стекло // Материалы и документы 1917–1932. – М.: Искусство,1980. – 231 с. 72. Толстой В. Советское декоративное искусство 1945-1975. – М.: «Искусство», 1989. – 256 с. 73. Тедер И. Керамика // Музей прикладного искусства. – Таллин, Периодика, 1985. – С. 11-17. 74. Тугендхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. – М.: «Советский художник», 1987. – 320 с. 75. Тугенхольд Я. Искусство октябрьской эпохи. – СПб.: Academia, 1990. – 98 с. 76. Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в советской России. – СПб: Академ. Проект, 1997. – 188 с. 77. Черемных М. Маяковский в РОСТА // Искусство. – 1990. – N. 4. – С. 22-32. 78. Фарфор. Фаянс. Стекло. 1917—1932. – М.: Искусство, 1980. – С. 83-84. 79. Цвет небесный, синий цвет... Кобальт на фарфоре Императорского Ломоносовского фарфорового завода XVIII–XXI веков: каталог выставки. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. – 288 с. 80. Щетинина Н.А. Фарфоровая летопись войны // 250 историй про Эрмитаж. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2016. – С. 129-145. 81. Якушина Т.И. Художественная керамика / Т.И. Якушина. – Краснодар: КубГУ, 2005. – 95 с. 82. Battie David Sotheby’s Concise Encyclopedia of Porcelain. – London, Conran Octopus Limited, 1999. P. 208.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Женские образы во французском кино рубежа 1950-60-х гоодов
Количество страниц:
65
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Культурология
курсовая работа
Договор займа
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Принцип массовой оценки объектов недвижимости
Количество страниц:
32
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика недвижимости
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image