Нужна диссертация? Лучшим решением будет купить диссертацию по экологии. Не переживайте о качестве. Мы помогаем студентам уже 15 лет. Средняя оценка наших работ - 4,87.
. Данный феномен, берущий начало в русском авангардном искусстве, и подлежит анализу в настоящем исследовании. Тематика данной выпускной квалификационной работы посвящена анализу историчности такого явления как агитационный фарфор. Большая часть анализу посвящена истории Государственного фарфорового завода, основных его творческих представителей. Также разрабатываются такие смежные темы как хронология фарфорового искусства в советской России, стилистика агитационного фарфора, проблематика его коллекционирования. Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, тем, что она является недостаточно освещенной в кругу гуманитарных исследований. Проблематика агитационного фарфора была рассмотрена в науке с точки зрения его зарождения, развития и затухания, однако, частично не изученными остаются характеристики и дилеммы советского искусства. Изучение данной проблемы углубит понимание творческого пути авторов левого фланга, тематических пластов их художественного мира. Избранная тематика особенно актуальна для современного музееведения, так как приоткрывает предпосылки, идеи и задачи советской пропагандистской идеологии, опираясь на которые обостряется проблематика современного состояния вопроса о формах агитации и пропаганды. В работе затрагивается история зарождения искусства советского фарфорового искусства, показывается уникальность данного явления в аспекте искусствоведческих феноменов. Подвергаются анализу цели и задачи, поставленные советским правительством перед данным видом искусства. Осуществляется анализ основных имен, использованных элементов, работ из коллекций, их признаков. Поверхностно для общей картины исследования рассматривается также проблематика коллекционирования предметов советского фарфора. Явление агитационного фарфора на почве советского государства стало одним из главенствующих способов внедрения идеологии пролетариата. В 20-е годы XX века агитационный фарфор наряду с иными художественными практиками (например, советским плакатом, утвержденными лозунгами, эмблемами, отражающими идеалистический советский быт) занимался прославлением революции и ее последствий. Новизна разработки данной тематики заключается в том, что в данной работе проведена попытка анализа советского агитационного фарфора свежим исследовательским взглядом, в котором ракурс осмысления направлен на выявление особенностей историзма и принципиальных констант творческого метода того времени. Исследовательское ядро работы заключается в прочтении предлагаемых по теме источников с точки зрения искусствоведческих принципов. Фарфоровые изделий привнесли в художественный и бытовой мир советского человека образы мужественных революционных вождей. Использование новой фарфоровой техники требовало также новых способов практического выражения. Основным приемом фарфоровой росписи было использование черного или красного шрифта, известных агитационных лозунгов. Интересно понаблюдать, каким образом агитационный фарфор сближается с искусством плаката, что будет рассмотрено в данной работе. Данное исследование выполняется также для обозначения основных характеристик и эмблематик, использующихся в изделиях фарфора. Так, основными элементами предстают, например, серп и молот, шестеренки, надписи агитационного характера. Новизна данного исследования также заключается в определении характеристик изделий: их текстологических, изобразительных и декоративных элементах. Проблематика разработки данной темы касается также атрибуции агитационного фарфора в искусствоведческой науке. Стоит отметить, что при анализе предметов агитационного назначения, встает следующий ряд вопросов: определение точного периода времени между 20-30-ми годами, в который предмет создавался; на большинстве изделий отсутствует маркировка и авторская подпись, так как предметы предполагали отсутствие привязки к определенному создателю; на предметах, которые выпускались заводом, зачастую сменялись марки; также художники порой переходили с одного завода на другой; художественная промышленность фарфора зачастую использовала представителей иных творческих отраслей. Тем не менее, процесс атрибуции советского фарфора, чрезвычайно важен для музееведения и первичного анализа данных изделий. Агитационный фарфор исполнялся в многообразии форм: предметы приобретали вид тарелок, чашей, сервизов. Они создавались с целью расположить не только граждан внутри советского государства, но и привлечь к идеям коммунизма иностранных коллекционеров, показать светлую сторону пришедшего большевизма и необходимость распространения перемен. Фарфор воспевал идеи трудолюбия, физической и моральной стойкости. Данная исследовательская проблема вызывает у автора особый интерес, так как, во-первых, охватывает особый период в развитии русского художественного выразительного искусства. Во-вторых, она важна для музееведения, так как разрабатывает один из самых провокационных и спорных периодов в истории российского художественного мира. Объектом данной работы является агитационный фарфор периода советского режима, взятый в контексте 1920-1930-х годов, то есть периода его зарождения, становления и развития. Предметом данной работы является рассмотрение эволюции проблематики агитационного фарфора. Цель исследования заключается в оценке источникового потенциала агитационного фарфора. В соответствии с выделенной целью в работе решаются следующие исследовательские задачи: 1. описать использованную в работе музейную коллекцию М.В. Мироновой и А.С. Менакера и основные ее источники; 2. описать использованную в работе музейную коллекцию Л.О. Утесова и основные ее источники; 3. проанализировать роль коммунистической идеологии в становлении такого явления изобразительного искусства России как агитационный фарфор; 4. изучить проблематику Окон РОСТА как летописи пропагандистской деятельности советского правительства; 5. выявить принципы соцреалистического искусства, которые положены в основу объекта изучения; 6. исследовать историю возникновения данного вида советского искусства в общем художественном контексте; 7. подвергнуть анализу роль художников «левого» фланга в распространении идей агитации; 8. дать комплексный анализ источников исследования согласно техническим особенностям советского фарфора как средства агитации. Основными хронологическими рамками в работе признаются 1920-1930-е годы. Однако исследование также затрагивает дальнейшие периоды развития советского фарфора и его коллекционирования. Отправной точкой исследования признается начало Гражданской войны и запуск агитационно-пропагандистских работ представителями красной армии. 1921 год ознаменовал появление художественного фарфора и подчинил его средства художественной выразительности задачам строительства нового общественного порядка. Мастера различных техник создают как отдельные предметы, так и целые наборы, сервизы, которые предназначаются для распространения в среде советского бытового пространства. Однако проблематика агитационного фарфора заключалась в том, что его первичная популяризация происходила в среде иностранных или отечественных коллекционеров. Примером таких работ служат общеизвестные скульптуры «Красногвардеец», «Работница, вышивающая знамя» и «Матрос с цветом», в которых отразился дух эпохи того времени . Героями фарфоровых изделий зачастую, как будет показано, становились простые люди, выходцы из низшей среды, но тем не менее проявляющие высокий уровень способностей, политического воодушевления и близости обычному человеку. Основной методологический аппарат, использованный в работе, заключается в следующих исследовательских приемах: историко-описательный метод, благодаря которому объект исследования анализируется с различных точек зрения. Также сравнительно-исторический метод, который рассматривает явления советского художественного пространства с точки зрения их агитационного влияния (плакаты, росписи и т.д.). Используется и семантический метод, предполагающий выделение основных характеристик и отношений между анализируемыми предметами. В данной работе использовались как искусствоведческие, так и общие историографические исследования. Основной упор сделан на работы таких ученых как Эльвира Борисовна Самецкая и Евгений Александрович Лансере . Историографический обзор использованных при написании источников предполагает, что упор делается на работы, посвященные проблематике агитационного фарфора, которые написаны Л.В. Андреевой , К. Борисовым и многими другими . Искусствоведческие работы, посвященные общим вопросам, под авторством Ю.Н. Гирина , Я. Тугендхольда , В. Руднева . А также работы, посвященные историографии фарфорового завода, - Э. Голлербаха , Н.С. Петровой и т.д. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Структура отражает разделение на описательную, теоретическую и аналитико-анализационную части. Первая глава посвящена характеристике использованных источников, в ней дан обзор тех предметов и коллекций, которые анализируются в дипломе. Вторая глава отражает историческое значение данного фарфора (идеология, Окна РОСТа, агитация). В третьей главе на основе описанных принципов описывается левый фланг соцреалистического искусства, анализируются источники коллекций Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В работе представлено также приложение, в котором отражен основной иллюстративный материал, представленный во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и использующийся для анализа. В частности, источниками послужили две коллекции советской керамики XX века: собрания известных артистов Л.О. Утесова, а также М.В. Мироновой и А.С. Менакера.