В рамках данной работы провели исследование теоретических аспектов налоговой системы РФ, а также отметили проблемы налоговой системы и перспективы ее развития.
Сегодня налоговая система Российской Федерации имеет ряд существенных недостатков, которые сказываются не только на экономике, но и на государстве в целом. В настоящее время написано множество научных статей, монографий и диссертаций, в которых поднимаются проблемы современной системы налогов и сборов в России. Авторы выделяют множество недостатков действующей налоговой системы в Российской Федерации, среди которых наиболее важными являются:
1) нестабильность налоговой системы и налоговой системы страны из-за нестабильности и несовершенства законодательства в области регулирования конституции и сбора налогов и сборов. Корректировка налогового законодательства - естественный и неизбежный процесс. Однако внедрять его нужно постепенно, чтобы налогоплательщику было безболезненно. В Российской Федерации практически каждый месяц происходят изменения налогового законодательства - десятки законодательных актов по налогам и сборам вводятся и пересматриваются на федеральном и региональном уровнях. Конечно, это отрицательно сказывается на налоговой системе и, следовательно, на всей налоговой системе страны.
2) распределение налогов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, не имеющими существенного налогового значения для соответствующих домашних хозяйств. Налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги не составляют более 20% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
3) ограничение перечня налогов на местном уровне. Налог на рекламу, налоги на наследство и дарение, а также местные лицензионные сборы были исключены из списка местных налогов. Но в 2015 году был добавлен новый вид местного налога - торговый налог. Таким образом, систему местных налогов и сборов стали составлять:
a) земельный налог;
b) налог на имущество физических лиц;
c) торговый сбор.
Уменьшение количества налогов на местном уровне резко ограничило финансовые возможности местных органов власти. Заметно снизилась доходная часть местных бюджетов, произошло повсеместное сокращение налоговой базы, что, естественно, сказалось на внутреннем благосостоянии местного самоуправления. Кроме того, увеличились дотации из федерального бюджета, что привело к еще большему ограничению независимости местного самоуправления. Перечень налогов, взимаемых на территории коммуны, является исчерпывающим, что, по мнению некоторых ученых, также является недостатком налоговой системы страны.
4) чрезмерная доля косвенных налогов. Косвенные налоги носят регрессивный характер, что приводит к значительному снижению уровня жизни бедных, что в свою очередь является причиной недостаточной реализации социальной функции государства.
5) недостаточный уровень налогового контроля юридических лиц, что приводит к увеличению доли теневой экономики в государстве. Сегодня у органов налогового контроля нет возможности проанализировать доходы юридических лиц по их расходам, а также провести серьезную проверку движения капитала этих лиц.
6) неравномерность распределения налогов между плательщиками. На физических лиц возлагается чрезмерная налоговая нагрузка, поскольку большинство налогов, установленных Налоговым кодексом РФ, уплачиваются ими. Это, по мнению некоторых ученых, нарушает принцип справедливости налогообложения, основанного на налогообложении. Кроме того, весь акцент налоговой службы направлен на этих легко проверяемых налогоплательщиков (например, физических лиц и мелких предпринимателей), в то время как основная часть (крупные и средние предприниматели - юридические лица) переходит от уплаты налогов и комиссий к юридическим это незаконно.
7) единая ставка налога на физических лиц. Отмена прогрессивной шкалы налоговых ставок противоречит здравому смыслу. Во всем мире люди с более высокими доходами платят больше налогов в бюджет, а бедные освобождаются от них. Был нарушен один из важнейших принципов - налоговая справедливость. В Государственную Думу Российской Федерации неоднократно поступали законы о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Однако депутаты Госдумы, обосновав это тем, что введение прогрессивного налога вынудит большое количество граждан к уклонению от уплаты налогов, эти законопроекты не были отклонены.
Таким образом, мы можем сказать, что российская налоговая система в настоящее время находится в кризисе, который, несомненно, влияет как на экономику страны, так и на функционирование государства в целом. В связи с этим для решения вышеперечисленных проблем считаю необходимым:
1) Обеспечение стабильности налоговой системы путем постепенных налоговых реформ. Изменения в налоговом законодательстве должны быть комплексными и своевременными, все механизмы, предусмотренные в системе налогов и сборов, а также в налоговой системе должны вводиться одновременно и в полном объеме.
2) увеличение отчислений из региональных и местных налогов, поступающих в соответствующие бюджеты, а также расширение перечня региональных и местных налогов. Это будет способствовать увеличению участия налогов в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что в последующем снизит нагрузку на федеральный бюджет Российской Федерации, а также повысит экономическую независимость этих субъектов.
3) значительное увеличение количества налогов, собираемых на местном уровне и поступающих в бюджеты муниципальных образований, с внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Кроме того, необходимо предоставить органам местного самоуправления реальную возможность самостоятельно регулировать местное налогообложение, формировать доходы местного бюджета, а также передавать функции управления этими видами налогов.
Эти меры помогут не только развить инициативу и самостоятельность органов местного самоуправления, но и обеспечат стабильность формирования доходов местных бюджетов.
4) постепенное уменьшение количества косвенных налогов и переход государства к налогоплательщикам только с прямых налогов. Большинство развитых стран полагаются на прямые налоги.
Доля косвенных налогов в этих государствах составляет 10-15% от всех видов налогообложения. Эта мера не только поможет упростить налоговую систему РФ, но и решит проблему чрезмерного налогообложения физических лиц. Поскольку в большинстве случаев конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель - физическое лицо.
5) усилить контроль за финансовыми операциями юридических лиц, предоставив налоговым органам право анализировать доходы физических и юридических лиц по их расходам.
На примере таких стран, как Франция, можно создать метод расчета реальных доходов юридических лиц, когда в случае несогласия с результатами расчетов контролирующей налоговой администрации, юридическое лицо должно будет доказать свою неточность путем раскрытия источников своей прибыли.
6) введение пропорциональной налоговой ставки.
Эта мера поможет избежать того серьезного расслоения общества, которое сейчас существует в нашей стране. Кроме того, это будет способствовать увеличению денежных потоков в федеральный и региональный бюджеты страны. Несомненно, нельзя исключить риск увеличения количества уклоняющихся от уплаты налогов граждан при введении этой шкалы налогов. Но эту проблему можно решить, усилив фискальный контроль и введя некоторые налоговые льготы для сознательных налогоплательщиков.
В связи с вышесказанным считаем, что требуется дальнейшее совершенствование налоговой системы страны в целом.
У России есть все возможности догнать Китай по росту экономики.
Чтобы достичь ежегодного роста в 7%, нужно иметь совершенно другую структуру экономики, другой уровень доверия бизнеса и отсутствие санкционного давления.
Чтобы достичь китайских темпов развития в районе 7% нужна совершенно другая структура экономики, качество институтов регулирования, судебной системы, другой уровень доверия бизнеса государству и еще огромное количество вещей, а главное совершенствовать налоговую систему. Другая модель интеграции в мировое хозяйство нужна, когда мы бы зарабатывали свои деньги не на нефти и газе. А вообще это возможно, гипотетически, помечтать не вредно. Но если такой благоприятный сценарий продумывается, то возможно кто-то из принимающих политические решения тоже начинает обращать на это внимание и двигаться в этом направлении.