Введение…………………………………………………………………………3
Часть 1. Характеристика детей с ЗПР………………………………………….4
Часть 2. Организация учебно-воспитательной работы для детей с ЗПР в образовательной организации………………………………………………….7
2.1. Метериально-техническое обеспечение ДОУ.……………………7
2.2. Коррекционное сопровождение обучения детей с ЗПР…………..8
2.3. Методы и приемы в работе с детьми с ЗПР………………………11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….16
Читать дальше
Успешность обучения детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении зависит от информированности окружающих взрослых: педагогов, родителей – об особенностях и проблемах обучения и воспитания детей с ЗПР.
Продуктивность образования непосредственно зависит от квалификации кадров, их готовности работать с особенным ребенком. Педагоги должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу.
В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества.
Для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ЗПР необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.
Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ЗПР. Лишь после этого можно говорить об образовательной адаптации и соответствующей динамике освоения программного материала.
Образовательный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы все дети могли проявлять максимальную познавательную и социальную активность в процессе формирования (в соответствии со своими возможностями) социальных и академических компетенций. Динамика овладения программными материалами у детей может быть различной, и этот факт должен быть учтён при организации образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями ребенка с ЗПР, формирование отношений сотрудничества и продуктивного взаимодействия, активное включение родителей в процесс создания специальных образовательных условий, разделение ответственности между родителями и образовательной организацией, гибкая и структурированная система управления, постоянный мониторинг образовательной среды, внесение изменений в стратегию и тактики деятельности всех сотрудников в зависимости от результатов мониторинга – залог успешного обучения детей.
Учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги работают в тесном контакте, как с воспитателями, так и с родителями детей, постоянно отслеживают развитие ребенка, результативность его обучения.
Практика убеждает, что только при правильном и своевременном выявлении нарушений интеллектуального, речевого и психофизического развития дошкольников, а также при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания ребенка в группе он в состоянии успешно овладеть образовательной программой, адаптироваться в социуме.
Читать дальше
Учебные пособия
1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М., 2016. 259 с.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., 2018. 312 с.
3. Возняк И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2016. - 427 c.
4. Карасева Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2016. - 840 c.
5. Костенкова Ю.А. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения чтению детей с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие. – М.: РУДН, 2016. – 173 с.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 245 с.
7. Лубовский В.И. Задержка психического развития //В учебном пособии Специальная психология. – М.: Академия, 2017. – 89 с.
Интернет ресурсы:
1. Вольская, О. В. Особенности вербального общения дошкольников с задержкой психического развития//[Электронный ресурс]: Экология человека. М., 2006. - N 1. - С. 21-23. - Библиогр.: с. 23. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-verbalnogo-obscheniya-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya / (дата обращения: 15.02.2021).
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей //[Электронный ресурс]: /Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2017. 189 с. – Режим доступа:https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/26/shevchenko_diagnostika_i_korr-ya_zpr.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
3. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями //[Электронный ресурс]: М.: Академический проект, 2018. - 498 c.- Режим доступа: https://nashol.me/2017021493108/adaptaciya-detei-s-ogranichennimi-vozmojnostyami-zavrajin-s-a-fortova-l-k-2005.html/(дата обращения: 12.02.2021).
4. Коррекционная работа в группах для детей с ЗПР в отделении дошкольного образования//[Электронный ресурс]: М.: Журнал Воспитатель детского сада. № 4, 2018. – С. 12-18. - Режим доступа: https://sch1125s.mskobr.ru/files/%20Коррекц_работа.pdf /(дата обращения: 16.02.2021).
Читать дальше