Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения воспитания толерантности у детей дошкольного возраста 5
1.1.Подходы к понятию «толерантность» в психолого–педагогической литературе 5
1.2.Сущность и особенности формирования толерантных качеств у подрастающего поколения 9
1.3.Анализ основных программ дошкольного образования по вопросу формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста 12
Выводы по 1 главе 17
Глава 2.Изучение и воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Методики диагностики исследования 18
2.2. План мероприятий, направленный на воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1 36
Приложение 2 39
Приложение 3. 40
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития: этика и стратегия ненасилия; идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам; необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания.
Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей, в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей.
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Читать дальше
1.Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник науч.-метод. статей. - М.: 2003. – 430 с.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2001. – 282 с.
3.Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, JI.A. Шайгерова // Век толерантности. 2011. – № 8. – С.7-12.
4.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., Просвещение, 1998. – 170 с.
5.Бакулин С.Д. Толерантность от истории понятия к современным социокультурным смыслам / С.Д. Бакулин, - М.: Наука, 2014. – 112 с.
6.Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб.:Издательство СПбГУ, 2007. – 120 с.
7.Бобинова С.К. Приемы воспитания толерантности // Педагогическая техника. – 2014. - № 5. – С.40-43.
8.Бондарева Г.Е. Формирование толерантной личности школьника / Г. Бондарева // История «Первое сентября». – 2019. – № 3. – С. 13-15.
9.Ведерникова Н.Н. Анализ основных программ дошкольного образования по вопросу формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 02.03.2021).
10.Воспитание толерантности / Под ред. В.Д. Еремеевой. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011. – 144 с.
11.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2007. - № 7. – С.78-80.
12.Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 240 с.
14.Диагностическая ситуация «Невыдуманная история» адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedportal.net(дата обращения 02.03.2021).
15.Ильинская С.Г. Толерантность/ С.Г. Ильинская. – М.: Праксис, 2007. – 360 с.
16.Карпова А.Ю. Воспитание толерантности /А.Ю. Карпова. – М.: Акад. Проект, 2017. – 174 с.
17.Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2020. - 175 с.
18.Коломийченко Л. В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2017. - № 3. – С. 23.
19.Коломийченко Л. В. Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, Е. В. Новикова. – Пермь: ПГПУ, 2010. – 130 с.
20.Куприенко Т. П. Проблема изучения феномена толерантности в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 02.03.2021).
21.Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mdou15.68edu.ru/Faili_dlia_saita/Metod_kopilka(дата обращения 02.03.2021).
22.Методика «Общая коммуникативная толерантность Бойко». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psytests.org/boyko/tolerance.html(дата обращения 02.03.2021).
23.Оборина Е. В. Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста / Е. В. Оборина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2017 г.). - СПб.: Реноме, 2012. – 350 с.
24.Погодина А.А. Толерантность: Термин. Позиция. Смысл. Программа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://periodika.websib.ru(дата обращения 02.03.2021).
25.Психодиагностика толерантности личности. / Под ред. Г.У.Солдатовой. – М.: Смысл, 2018. – 172 с.
26.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 480 с.
27.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010.– 713 с.
Читать дальше