Введение 3
1.1 Сущность и необходимость управления публичными финансами 5
1.2 Состав и функции налоговых органов, а также их роль в системе управления публичными финансами 11
1.3 Особенности управления публичными финансами на региональном уровне 16
1.4 Система управления публичными финансами в Самарской области 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Читать дальше
Проведенное в курсовой работе исследование позволило получить следующие результаты.
Публичные финансы представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе удовлетворения интересов общества с помощью использования денежных средств фондов страны. Публичные финансы подразделяются на государственные и муниципальные. В свою очередь управление публичными финансами подразумевает менеджмент, связанный с законами, организацией, системой и процедурами, доступными правительству, желающему эффективно и прозрачно обеспечивать и использовать ресурсы. Необходимо отметить, что оно необходимо с целью обеспечения высокого уровня жизни страны, роста ее конкурентных преимуществ, а также качества оказываемых населению государственных услуг.
Отметим, что система налоговых органов на сегодняшний день централизована и хорошо организована. Так, в ее составе выделяют Федеральную налоговую службу как федеральный орган исполнительной власти в сфере налогового обложения и территориальные органы ФНС. Ключевая задача Федеральной налоговой службы – контроль за соблюдением налогового законодательства. Кроме того, к функциям налоговых органов следует относить контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, онлайн-кассами, лотереями, реализацией табачной продукции и т. п. Следует отметить, что деятельность налоговой службы необходима в управлении публичными финансами, поскольку именно ее эффективное развитие воздействует на пополнение налоговой части бюджета государства.
Отметим, что управление публичными финансами в условиях региона имеет специфические особенности. Оно должно учитывать такие моменты, что объект управления (публичные финансы) находится в собственности общества, в качестве приоритетной задачи управления следует иметь в виду обеспечение финансового благополучия государства, финансовое благополучие государства вторично по отношению к общенациональным (федеральным) социально-экономическим задачам. В процессе анализа установлено, что в Самарской области в 2017–2019 гг. объем доходов и расходов бюджета имел тенденцию к росту, но в течение исследуемого периода дефицит бюджета отмечен только в 2017 г., затем бюджет исполнялся с профицитом (в 2019 г. размер профицита бюджета исследуемого региона составил 7411,1 млн рублей). Характеризуя бюджеты государственных внебюджетных фондов, необходимо отметить, что в 2017–2019 гг. динамика поступивших и израсходованных средств бюджетов этих фондов положительная. Но бюджет пенсионного фонда и фонда социального страхования Самарской области исполнялся с профицитом в течение всего анализируемого периода, в то время как для бюджета фонда обязательного медицинского страхования в регионе характерен в 2017 г. дефицит, равный 100,3 млн рублей.
В системе управления публичными финансами центральное место занимают Правительство региона, Министерство финансов региона и Управление ФНС по Самарской области. Так, их тесное взаимодействие, а также ведение грамотной финансовой политики во многом переделяет сбалансированность бюджета региона, рациональное управление его государственным долгом и эффективность всей финансовой системы в целом. Отметим, что в последние годы существенно возрастает роль налоговых органов в системе управления публичными финансами как на уровне страны, так и на уровне ее отдельных регионов.
Читать дальше
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 03.03.2014. – № 9. – Ст. 57.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Российская газета. -– № 148–149. – 06.08.1998.
3 Федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 9.11.2020 г) «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. – 11.04.1991. – № 15. – Ст. 492
4 Базыка С. К. Публичные финансы в системе стратегического управления: сущность, роль и функции / С. К. Базыка // Вестник университета Туран. – 2018. – № 4 (80). – С. 195–200.
5 Белостоцкий А. А. Финансовая политика и управление государственными финансами в РФ / А. А. Белостоцкий // Политика, экономика и инновации. – 2018. – № 2 (19). – С. 19–27.
6 Буздалина О. Б. Отдельные аспекты совершенствования инструментов управления государственными финансами / О. Б. Буздалина // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2019. – № 3. – С. 36–42.
7 Голдина А. А. Развитие эффективного налогового администрирования в России / А. А. Голдина, Е. С. Андреенко // Известия высших учебных заведения. Поволжский регион. Экономические науки. – 2017. – № 1 (5). – С. 43–51.
8 Дуплинская Е. Б. Современные подходы к оценке качества управления публичными финансами на региональном уровне / Е. Б. Дублинская, Н. В. Колоскова // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2017. – № 4 (22). – С. 24–29.
9 Оганесян С. А. Структура и органы управления государственными финансами / С. А. Оганесян // Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – № 5 (21). – С. 606–609.
10 Официальный сайт Министерства финансов Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin-samara.ru/(дата обращения: 08.03.2021).
11 Официальный сайт Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.samregion.ru/ (дата обращения: 08.03.2021).
12 Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn63/about_fts/fts/functions_fts/funct_ufns/ (дата обращения: 08.03.2021).
13 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.03.2021).
14 Петров Р. Н. Налоговое администрирование и роль налоговых органов в цифровой экономике / Р. Н. Петров // Вестник Белого генерала. – 2019. – № 1. – С. 34–40.
15 Рактикина И. С. Государственные и муниципальные финансы : учебник / И. С. Рактикина, Н. Н. Березина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 333 с.
16 Сайдулаев Д. Д. Состав и структура налоговых органов России, их функции и полномочия в сфере администрирования / Д. Д. Сайдулаев // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-3 (70). – С. 57–61.
17 Толстиков А. А. Формирование подходов к определению категории управления публичными финансами / А. А. Толстиков // Общество: политика, экономика, право. – 2019. – № 2 (67). – С. 41–44.
18 Шалаев И. А. Значимость государственного финансового контроля в системе управления государственными и муниципальными финансами // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 4. – С. 280–284.
19 Шапошникова Э. Т. Регулирование государственных финансовых ресурсов в субъекте Российской Федерации / Э. Т. Шапошникова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2018. – № 8 (166). – С. 76–84.
20 Шаршебаев А. А. Эффективность управления государственными финансами / А. А. Шаршебаев // Вестник науки. – 2020. – Т. 1. – № 7 (28). – С. 83–88.
21 Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами : учебник / Н.Д. Шимширт, Н.В. Крашенникова. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. – 351 с.
22 Юшина М. Н. Основные пути совершенствования государственного управления финансами в своевременных экономических условиях / М. Н. Юшина // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 6 (45). – С. 779–782.
Читать дальше