Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи курсовой работы выполнены. Мы проанализировали публицистические и критические произведения Д.И. Писарева, выявили основные черты данных жанров, изучили основные произведения Д.И. Писарева данных жанров.
В разнообразных по тематике публикациях Дмитрия Ивановича Писарева затрагивались важнейшие проблемы политики, философии, истории, социологии и литературы. В своих статьях он изложил основные идеологические принципы «теории реализма»: продвижение естественнонаучных знаний, популяризация науки, экономия умственных сил с целью их накопления для общего дела, развитие принципа «строжайшего утилитаризма», которому должна быть подчинена вся жизнь литературы, продвижение критерия социальной пользы литературы и полезности различных видов искусства, защита нигилизма как формы мирной борьбы новых общественных отношений со старыми.
Система жанров и стилей Д.И. Писарев прошел этапы становления и становления от первых критических выступлений до крупных проблемных, монографических и полемических статей последнего периода деятельности.
Четкого разделения жанров в критике Д.И. Писарева не существует. Иногда содержание публикации противоречило жанровому предназначению, но сам жанр обогащался, приобретая новое смысловое содержание. Адресат произведений Д.И. Писарева - образованное молодое поколение, которое он призвал стать посредником «общечеловеческих идей» для простых людей.
Д.И. Писарев был ведущим критиком журнала «Русское слово». «Теория реализма», разработанная публицистом, содержала революционный призыв и была мощным политическим оружием в борьбе за переустройство жизни. Он и его коллеги упорно отстаивали свою точку зрения и вели острую полемику с другими журналами.
Одна из лучших критических статей Д.И. Писарев - рецензия на роман И.С. Тургенев «Отцы и дети». Состав статьи «Базаров» построен на методологической системе анализа Писарева, основанной на принципах созданной критиком «теории реализма», его мировоззрении и эстетических взглядах. Критик придерживается своей принципиальной манеры речи, которая отрицает все эстетические нормы. Писарев предстает перед читателями как честный человек, пытающийся найти ответы на сложные вопросы. Чтобы открыть людям определенные идеи, он использует свои литературные и журналистские способности.
Д.И. Писарев как литературный критик - это, по сути, логическое завершение течения нашей критики, зародившейся в последние годы В.Г. Белинского, была определена и развита в «настоящую критику» Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевский.
Не только Д.И. Писареву, но и всей его эпохе было чуждо понимание искусства и его особые пути познания мира и жизни, но он довел мысль своих «учителей» до логического конца. Так, автор «Эстетического отношения искусства к действительности» представил Д.И. Писарев со всеми идеями, направленными против эстетики, благодаря которым он становится «самым последовательным из русских писателей». Д.И. Писарев открыто заявляет, что художественная оценка «скучна» и не нужна; что он готов обсуждать только «голые факты», изображенные в том или ином произведении; что художник ценен только как «популяризатор разумных идей с точки зрения психологии и физиологии общества».
Эта публицистическая критика оказалась не просто «симптомом известного культурного течения, переходным и лишь поучительным с исторической точки зрения». Д.И. Писарева просуществовала недолго, меньше восьми лет, но оставила яркий след в сознании не только современников. Принцип анализа художественного текста, в котором критик судит автора за верность / ошибочность его изображения социальных проблем, был принят советской литературной школой. Так что так называемые «идеи Писарева» оказались очень живучими. А что касается дешевой настройки популярности, то она всегда будет в моде. Но действительно ли это тот же Писарев, который попробовал, когда написал: «Мы должны писать для общества, следовательно, мы должны делать то, что доступно каждому, и должны приносить пользу каждому». Любой публичный скандал в этот момент интересует публику гораздо больше, чем решение вопроса, западники у нас или славянофилы. Почему бы тебе не воспользоваться этой возможностью? Потому что, вы говорите, вы не хотите отказываться от достоинства идеи, не хотите вмешиваться в толпу криков, свистов и т. д. Какое презрение к идеям, которые волнуют окружающих вас людей!»
С другой стороны, «публицистическая критика при всем ее незнании искусства как такового фактически бессознательно подняла его на незаслуженную высоту, оперируя воплощениями авторской ментальности, субъективной по происхождению, как фактами реальной жизни: она сравнивали с теми легендарными птицами, которых они стекались, чтобы клевать плоды, изображенные на картине легендарного Зевксиса ...».