ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Проблема исследования особенностей развития внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых 5
1.2. Возрастно-психологические особенности развития внимания у средних школьников 14
1.3. Специфика работы психолога по изучению особенностей развития внимания средних школьников 17
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Характеристика диагностической программы исследования внимания средних школьников 23
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания у средних школьников 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Читать дальше
Проведённый анализ психологической литературы позволил выявить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания. Были изучены особенности развития внимания у детей среднего школьного возраста.
Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Возрастной особенностью средних школьников является сравнительная слабость произвольного внимания. У них значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все яркое, неожиданное, новое и само по себе интересное привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут отвлечься и упустить существенные детали в учебном материале и заострить свое внимание на менее существенных только потому, что они привлекают внимание. Именно поэтому детям среднего школьного возраста трудно сосредоточиться на малопривлекательной и однообразной для них работе или на интересной работе, но требующей умственного напряжения. Это вынуждает включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности. Но постепенно ведущим у среднего школьника становится произвольное внимание. И перед учителем средней школы в учебном процессе стоит сложная задача – особенно строго продумывать специальную работу по организации внимания детей.
Формирование произвольного внимания –длительный и сложный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и адаптации к современному миру.
Исходя из выше изложенного, при организации учебного процесса необходимо создать такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению активности и самостоятельности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умение думать, не учит быть внимательным и малоэффективно.
Читать дальше
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму – Москва, 1994
2. Богданова О.Ю. Б 734 Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф.Чертов ; под ред. О.Ю.Богдановой. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 400 с.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические труды. - М., 2016. – 620 с.
4. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Педагогика, 2015. – 422 с.
5. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. – 2013. -№ 6. – C. 482.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. - М.: Педагогика, 2015. – 190 с.
7. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. — 1938 — № 8 — С. 12–32.
8. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 2018. - С. 160-164.
9. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Минск.: Сэр-Вит, 2006. – 563 с.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. Для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - С. 352-357.
11. Коломийченко, Л. В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей: опыт инновационной деятельности: Моногр. Пермь, 2015
12. Кондратьева Н.В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии школьников / Н.В. Кондратьева, М.В. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 629-632.
13. Киямова А.Г. Учебник как средство реализации деятельностного подхода в обучении школьной географии //География в школе. - 2015. - № 10. - С. 33-34.
14. Коротких, О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. – М.: Инфра–М, 2018. – 752 с.
15. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии // Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики. - №12. - 2018. - С. 254-268.
16. Ланге Н.Н. Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания.- М.: Наука, 1967.
17. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2014. - 480 с.
18. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000.
19. Рибо Т.А. Творческое воображение / Т.А. Рибо – М.: Книга по Требованию, 2013 – 328 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 69-70.
21. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 2017. – 270 с.
22. Столинская Е.В. Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности - 2015
23. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004 — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).
24. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 461
25. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 2014. - 167 с.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 384 с.
Читать дальше