Оглавление
Введение 3
1.Теоретические положения субъектов оперативно-розыскной деятельности 5
1.1.Определение круга субъектов оперативно-розыскной деятельности 5
1.2.Субъекты оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел 9
2. Особенности осуществления деятельности субъектами ОРД 16
2.1.Оперуполномоченный – основной субъект ОРД 16
2.2. Проблемы прокурорского надзора за ОРД 19
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Читать дальше
Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо отметить, что наряду с оперативными подразделениями, круг которых четко установлен Законом, есть еще ряд субъектов, оказывающих непосредственное воздействие на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, роль которых не может быть не отмечена. Среди них – сотрудники уголовно-исполнительной инспекции, прокуратура и лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В деятельности каждой из указанных категорий есть много проблемных аспектов, и настоящее исследование может стать отправной точкой для их разрешения.
Основываясь на проведенном анализе, считаем, что в сферу прокурорского надзора должны быть включены результаты деятельности руководителя следственного органа, оказывающие существенное воздействие:
1) на ход и результаты проверки сообщения о преступлении и предварительного следствия (проверке в рамках прокурорского надзора должны подлежать решения руководителя следственного органа об отмене решений следователя о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования,
2) на процесс и результаты обеспечения прав участников уголовного судопроизводства (указания руководителя следственного органа о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, о переквалификации обвинения, об отказе в согласовании ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и др.); 3) на применение мер процессуального принуждения (например, указание о применении мер пресечения).
Прокурорский надзор за ОРД, будучи неотъемлемой частью действующей системы надзора, как уже мы отмечали выше, на сегодня представлен несколько свернуто (необычно). В этом мы видим проблему, которая непосредственно связана с прокурорским надзором за ОРД. Ее суть, на наш взгляд, заключается в необходимости разрешения противоречий между объективной потребностью в повышении эффективности надзора за соблюдением законности в сфере ОРД и неполнотой современных научно обоснованных представлений об этом виде надзора.
Иными словами, сейчас складывается следующее впечатление: де-факто прослеживается тенденция к относительно самостоятельной отрасли прокурорского надзора, но де-юре такое положение официально еще не закреплено.
Таким образом, результаты изучения и анализа научных публикаций, посвященных затронутой нами проблеме, а также правоприменительной практики свидетельствуют о том, что на настоящий момент созданы реальные предпосылки для того, чтобы вести разговор о прокурорском надзоре за ОРД как об отдельной отрасли прокурорского надзора.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020г) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30 декабря 2020 года) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
3. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. От 27.02.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (ред. От 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // Законность. 2011. № 5.
5. О некоторых вопросах организации оперативнорозыскной деятельности в системе МВД России : приказ МВД России от 15 августа 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Утратил силу с принятием приказа МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
6. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 7 Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2015 году : аналитические материалы. М., 2016. С. 84.
8. О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России : приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772. Доступ из СТРАС «Юрист».
9. Агутин А.В., Куликова Г.Л., Агеев А.Н. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела. М., 2019. С. 12.
10. Васягина М.М. Методы и средства упреждения преступлений террористической направленности (информационно-аналитический материал) // Юстиция. 2017. № 3. С. 36 – 46.
11. Денисов С. А., Бозиев Т. О. Должностное лицо в российском праве: проблемы и пути их решения // Теоретические и прикладные проблемы деятельности правоохранительных органов в современных условиях: сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 13, часть 1. СПб., 2019. С. 119–123. С. 390.
12. Ложкин Ю.А. Проблемные вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. N 3. С. 16 - 19.
13. Мануков М.М. Координация прокурором борьбы с преступностью в ходе надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Административное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 950 - 954.
14. Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: учебно-практическое пособие. 2-е изд. испр. и перераб. М., 2016. С. 93.
Читать дальше