В результате проведенного исследования можно сделать ряд важнейших выводов, касающихся угроз промышленной безопасности России.
Технический прогресс и развитие промышленности привел к значительному росту энергетической насыщенности производства. Усложнение технологических цепей, вовлечение в техпроцесс огромного количества разнородного оборудования и технических устройств сопровождается ростом риска аварий. При этом аварии стали настолько масштабными, что их стали называть техногенными катастрофами. Необходимость предупреждать и предотвращать такие события вызвало к жизни целое направление человеческой деятельности – промышленную безопасность.
Резкий рост масштаба производства в XIX и XX веках породил техногенные объекты потенциально опасные не только для работающих на них сотрудников, но и для окружающего их жилых и производственных объектов, населения, природной среды. Усложнение технологий привело к невозможности предусмотреть все опасные аспекты производства, их взаимное влияние и поведение человека в критической ситуации. То есть повышается риск аварии, которые с постоянным ростом масштабов производства стали называть техногенными катастрофами.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов является составной частью национальной безопасности и представляет собой «состояние защищенности от аварий и инцидентов на ОПО и последствий указанных аварий целого ряда субъектов, прямо не связанных с эксплуатацией конкретного объекта, обеспеченной системой норм, стандартов и требований в различных отраслях промышленной, производственной или хозяйственной деятельности». Это и обусловливает комплексный характер промышленной безопасности ОПО как общественного института, поскольку в нем органично переплетаются национальные, технологические, территориальные и иные интересы личности, общества и государства. В Федеральном законе № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью понимается «состояние максимальной защиты жизненно важных интересов всего общества и отдельных индивидуумов от потенциальных аварийных ситуаций на производственных объектах и минимизации их последствий». Основной целью промышленной безопасности является предотвращение аварий на опасных объектах производства и минимизация их последствий.
Требования промышленной безопасности, установленные законом, распространяются на все стадии функционирования опасного производственного объекта - от проектирования до вывода объекта из эксплуатации. Закон установил конкретные требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, и обязал их соблюдать эти требования. Установлены, в частности, требования по укомплектованности организаций аттестованными специалистами, осуществлению производственного контроля, поддержанию в рабочем состоянии систем контроля за технологическими процессами и ряд других требований. Требования к эксплуатирующим организациям носят общую направленность на предупреждение аварий на опасных производственных объектах.
Принятие закона практически полностью изменило характер правовых отношений в области промышленной безопасности. Были созданы условия для развития нормативно-правовой базы и совершенствования государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности. За последние годы отработаны методы ведения надзора, основанные на взаимодействии с системами производственного контроля в эксплуатирующих организациях. Данный подход позволяет реализовать общесистемные функции для надзорных органов, принятые в экономически развитых странах.
Основными регулирующими органами в области промышленной безопасности Российской Федерации являются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, отраслевые министерства и ведомства.
Нормы и правила промышленной безопасности в России несут превентивный характер и едины на всей территории РФ. Особое внимание уделяется планированию и проведению профилактических мероприятий. Этот выбор является следствием осознания органами исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, невозможности достижения абсолютной безопасности, а также выгодности принятия мер, обеспечивающих максимально достижимый уровень безопасности, соответствующий данному этапу научно-технического развития страны с учетом их экономической целесообразности.
Отношения в сфере обеспечения промышленной безопасности регулируются и организационными нормами, закрепляющими определенные организационные структуры и институты, обеспечивающие внутрисистемное единство, согласованность функционирования элементов конкретных организационных структур и отражающие динамический характер организации определенных субъектов, и эти нормы в конечном итоге носят также юридический характер.
Приоритетными направлениями государственной политики в области промышленной безопасности являются: совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления в области промышленной безопасности; разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов; усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз; обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости промышленных объектов и их инфраструктуры; развитие международного сотрудничества в области промышленной безопасности.
Текущая ситуация требует разработки и реализации эффективной государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности ОПО, направленной на последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также на совершенствование подходов и методов государственного регулирования в данной области с учетом современных требований и условий.
Разработка способов и методов обеспечения промышленной безопасности на сегодня является приоритетной задачей России. От состояния объектов промышленной безопасности напрямую зависит состояние национальной безопасности страны в целом, также следует помнить, что несоблюдение требований промышленной безопасности ведёт не только к дестабилизации экономики государства и его обороноспособного потенциала, но и к таким необратимым последствиям, как гибель людей. Прогноз МЧС РФ показывает, что на территории России в ближайшем будущем будет происходить значительное количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера: пожары и взрывы на нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях, выбросы АХОВ, аварии на коммунальных и энергетических сетях, обрушения зданий и сооружений, прорывы плотин водохранилищ.
Реализация современных методов регулирования промышленной безопасности приведет к перенесению акцента при осуществлении надзорной деятельности с контроля за соблюдением конкретных требований промышленной безопасности при ведении работ на опасных производственных объектах на надзор за функционированием на предприятиях систем управления промышленной безопасностью. С этой целью необходимо в первую очередь разработать единые требования к системам управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах. В результате внедрения новых методов надзора повысится ответственность руководителя организации, предприятия, что будет соответствовать практике стран с развитой рыночной экономикой.
Совершенствование систем промышленной безопасности и контроля за критически важными объектами является главным фактором предотвращения аварийных ситуаций на опасных производственных объектах.