Введение........................................................................................................................4
Глава 1. Теоретические положения о защите прав потребителей в соответствии с действующим законодательством РФ………………………………………………….5
1.1 Понятие и специфика института защиты прав потребителей……………………..5
1.2 Правовое регулирование защиты прав потребителей.........................................7
Глава 2. Практические аспекты защиты прав потребителей………………………….12
2.1 Права потребителей и способы их защиты в досудебном порядке…………………………………………………………………………………..12
2.2 Судебный порядок защиты прав потребителей………………………………….16
Глава 3. Проблемы защиты прав потребителей…………………………………….20
3.1. Проблема недонесения до потребителя информации о товаре в надлежащем виде………………………………………………………………………………………20
3.2. Проблемы защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования при внедрении инноваций………………………………………………………………22
Заключение.................................................................................................................28
Глоссарий………………………………………………………………………………...29
Список использованных источников…………………………………………………..31
Приложение 1 Образец претензии потребителя……………………………………….34
Приложение 2 Образец искового заявления о защите прав потребителя……………36
Читать дальше
С учетом изложенного можно сделать следующие выводы: законодатель наделяет потребителя целым рядом прав: право на просвещение, право на качественный товар, право на безопасность товаров, право на информацию, право на свободный выбор товаров и другие. Вышеперечисленные права потребителей должны неукоснительно соблюдаться. Анализ действующего законодательства о защите прав потребителей позволяет говорить о том, что система нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере, представляет собой сложную иерархическую структуру, не лишенную противоречий и требующую правильного соотношения отдельных её элементов. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать форму и способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности. Защита прав может быть осуществлена как в досудебном, так и в судебном порядке.
В ходе проведения настоящего исследования было установлено, что на практике имеет место быть множество проблем, связанных с осуществлением потребителями защиты своих прав. Итак, были выявлены следующие проблемы, имеющие место быть в правоприменительной практике.
1. Непредставление потребителю информации в надлежащем виде или предоставление недостоверной информации. Решение данной проблемы видится во внесении изменений в ст. 10 Закона о защите прав потребителей, которой были бы установлены требования к порядку доведения до потребителя информации соответствующим путем (использование необходимого размера шрифта, а также ее расположение);
2. Навязывание услуг по страхованию ввиду внедрения автоматизированных систем при обслуживании клиентов банка. Решение в данном случае видится в обязательной печати отдельного договора страхования, как полноценного документа, на основании которого потребитель приобретает страховой продукт, а также где отражена вся необходимая о данном продукте информация. В таком случае потребитель-заемщик уже бы понимал, что он дополнительно заключает еще один отдельный договор.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (Приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ [с изм. и доп. на 28 апреля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. –№ 5. –Ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [с изм. и доп. на 17 февраля 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2000. –№ 32. –Ст. 3340.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [с изм. и доп. на 04 февраля 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ [с изм. и доп. на 08 декабря 2020 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 22 мая 2003 N 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. –№ 21. – Ст. 1957.
8. О защите прав потребителей: закон Рос. Федерации от 07 февраля 1992 N 2300-1 // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996, N 3, ст. 140.
9. О постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: письмо Роспотребнадзора от 23 июля 2012 № 01/8179-12-32 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // Свод законов СССР. т. 3, с. 14, 1990 г.
Специальная литература
11. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). М.: Проспект, 2017. – 458 с.
12. Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 3-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2017. –352 с.
13. Кархалев Д.Н. Способы защиты прав потребителей // Мировой судья. – 2016. – № 3. – С. 35-39.
14. Лунева Т.П., Кинаш Я.И. Защита прав потребителей как институт: понятие и сущность // Промышленность и сельское хозяйство. – 2019. – № 3 (8). – С. 52-56.
15. Митрофанов А.В. Способы защиты прав и интересов потребителей // Вестник науки. – 2019. – № 2. – С. 49-51.
16. Митяй Е.Д., Каменева З.В. Развитие способов защиты прав потребителей финансовых услуг в современных условиях // Современный юрист. – 2015. – № 4. – С. 39-43.
17. Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или «Финтех» как новая реальность // Банковское право. – 2017. – № 4. – С. 56-68.
18. Савина Н.С. Особенности правового регулирования института защиты прав граждан-потребителей в РФ // Лучшая научная статья 2020. Сборник статей XXXIX Международного научно-исследовательского конкурса. – 2020. – С. 67-71.
19. Семенихин В.В. Защита прав потребителей. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. – 312 с.
20. Уголовный процесс: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / под ред. В.М. Лебедева. – М., 2017. – 284 с.
Материалы судебной практики
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета N 156, 11.07.2012.
22. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров» // Вестник ВАС РФ, N 11, ноябрь, 2011.
23. Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств : утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013 // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2013. № 9
24. Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 10, октябрь, 2018.
25. Решение Волжского районного суда г. Саратова от 08.06.2018 г. по делу № 2-1481/2018 // СПС КонсультантПлюс».
Читать дальше