Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения функционального состояния и адаптационных резервов организма 5
1.1 Общая характеристика и виды функционального состояния организма 5
1.2 Понятие и особенности адаптационных резервов организма 7
2 Влияние экзаменационной сессии на функциональное состояние организма студентов. Психологические методики диагностики функциональных состояний организма 10
2.1 Функциональное состояние организма студентов в период экзаменационной сессии 10
2.2 Методики исследования функционального состояния организма в период экзаменационной сессии 12
3 Исследовательская работа по оценке функционального состояния организма студентов в период экзаменационной сессии 15
3.1 Диагностика функционального состояния организма студентов в период экзаменационной сессии 15
3.2 Анализ и оценка результатов исследования 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Читать дальше
Данная работа посвящена теме функционального состояния и адаптационных резервов организма на примере состояния студентов во время экзаменационной сессии. Подведем итоги работы.
1. Функциональное состояние организма - это комплекс характеристик, обуславливающих выполнение человеком какой-либо деятельности. Видами функционального состояния являются: оптимальное рабочее состояние, релаксация, сон, стресс, утомление. Функциональное состояние организма напрямую взаимосвязано с процессом его адаптации. Адаптационные резервы организма – это способность человека приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей его среды.
2. Экзаменационная сессия студентов является одним из факторов, негативно влияющих на функциональное состояние организма. Экзаменационный период характеризуется снижением настроения, повышенной тревожностью, нервно-психическим напряжением; снижением внимательности, хронической усталостью и др.
Для диагностики функционального состояния студентов были выбраны методики - САН, таблицы Шульте, шкала тревожности Спилбергера-Ханина. Диагностика проводилась в двух группах (1-го и 3-го курса). В результате диагностики функционального состояния по ряду критериев (самочувствие, активность, настроение, тревожность, устойчивость внимания) было установлено, что в период экзаменационной сессии у студентов наблюдается снижение показателей по методике САН (причем, в значительной степени у первокурсников); снижение более чем у трети первокурсников, и у более 15% третьекурсников уровня устойчивости внимания; возрастание уровня тревожности практически у половины первокурсников, и у более 15% третьекурсников. Анализируя все показатели комплексно, можно заметить, что студенты 3-го курса более адаптированы к сессии. Гипотеза подтверждена.
Цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Антонец К.В. Влияние учебной нагрузки на некоторые параметры гемодинамики и эмоциональное состояние студентов / К.В. Антонец, Н.М. Чурукова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. - №2. – С. 91.
2. Гутник И.Н. Исследование функционального состояния студентов разных курсов в течение учебного дня / И.Н. Гутник, И.В. Ярославцева, И.А. Конопак, Н.Е. Исакова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология. – 2016. – Т.17. – №2. – С. 12-25.
3. Лаврова М.Г. Особенности стрессовых проявлений у студентов в период прохождения экзамена в компьютеризированной форме / М.Г. Лаврова // Вестник ХНУ им. В.Н. Казарина. Серия: психология / М.Г. Лаврова. – 2012. – №1009. – С. 210-15.
4. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. Спб.: Питер, 2018. – 584с.
5. Машин В.А. К вопросу классификации функциональных состояний человека / В.А. Машин // Экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4. – № 1. – С. 40–56.
6. Чебыкина А.В. Влияние личностных факторов на адаптационные ресурсы организма / А.В. Чебыкина // Психология XXI столетия. Новые возможности: сб. по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия» – 2016. – С.291-292.
7. Черевикова И.А. Функциональное состояние студентов бакалавриата / И.А. Черевикова, И.В. Ярославцева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология. – 2017. – Т.21. – №2. – С. 99-104.
8. Ярославцева И.В. Психофизиологические и психологические характеристики функционального состояния студентов в разных условиях организации учебного процесса в вузе / И. В. Ярославцева, И.Н. Гутник, И.А. Конопак, З.В. Диянова, Т.М. Щеголева, М.Ю. Кузьмин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: психология. – 2013. – Т.2. - № 2. – С. 83–98.
9. Курзанов А.Н. Функциональные резервы организма в ракурсе представлений об их сущности // [Электронный ресурс]. – Научная электронная библиотека. – Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=11559 (дата обращения: 18.04.2021).
10. Психодиагностические методики // [Электронный ресурс]. – Техникум отраслевых технологий. – Режим доступа: http://spotot-tambov.ucoz.ru/stg_plos/paket_psikhodiagnosticheskikh_metodik.pdf (дата обращения: 18.04.2021).
Читать дальше