Введение 3
Глава 1. Источники правового регулирования договора международной автомобильной перевозки грузов 5
1.1 Международно-правовые акты 5
1.2 Нормативно-правовые акты Российской Федерации 9
Глава 2. Характеристика договора международной автомобильной перевозки грузов 12
2.1 Понятие и форма договора, его существенные условия 12
2.2 Права и обязанности сторон по договору 15
2.3 Порядок изменения и расторжения договора 18
Глава 3. Ответственность сторон по договору международной автомобильной перевозки грузов 21
3.1 Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора его сторонами 21
3.2 Судебная практика по спорам, связанным с договором международной автомобильной перевозки грузов 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Читать дальше
В настоящее время международные автомобильные перевозки груза в первую очередь в правовом поле регулируются системой международных соглашений, а национальное законодательство применяется в том случае, если какой-либо вопрос не урегулирован положениями международных соглашений. Международные конвенции и соглашения определяют условия (отношения) в рамках международного договора автомобильной перевозки груза по следующим вопросам: система дорожного движения, требования к транспортным средства, условия выполняемых действий в процессе международной перевозки, налоговые обязательства, частноправовые вопросы, таможенные вопросы и процедуры перевозки специфического груза.
В законодательстве РФ действует комплексная система нормативно-правовых актов по регулированию договора международных перевозок автомобильным транспортом. При этом приняты как законы, регулирующие общие положения правоотношений, так и действуют специальные нормы, которые определяют условия и требования к оказанию услуги определенного вида. Действующие нормативно-правовые акты, в т.ч. устав, кодекс и постановления, базируются на положениях главы 40 ГК РФ.
С правовой точки зрения договор можно определить как форму соглашения, на основании которого сторонам присуще определенные права и обязанности. В частности, перевозчик в течение закрепленного в договоре срока обязуется принять груз и доставить (выдать) его получателю (в пункт назначения) в целости и сохранности, когда отправитель обязан передать груз с соблюдением всех необходимых требований (в т.ч. по оформлению сопроводительных документов), и по оказании услуги с соблюдением условий договора уплатить вознаграждение. А значит, договор считается исполненным только при условии, что удовлетворены интересы сторон соглашения. Договор является публичным, возмездным, взаимным и должен быть заключен в письменной форме.
Участниками правоотношений по договору становятся несколько сторон (в частности, отправитель груза, грузоперевозчик, получатель груза). Следовательно, права и обязанности, а также ответственность за исполнение (неисполнение) тех ли иных договорных условий определяется на основании положений, закрепленных в договоре.
Факт заключения договора влечет за собой возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей для сторон правоотношений. Договор может быть изменен по соглашению сторон в течение «разумного срока», либо при наличии для грузоперевозчика вынужденных причин для его изменения. Расторгнут договор может быть по соглашению сторон или в одностороннем порядке (в т.ч. согласно требованиям закона) при обязательном уведомлении о принятом решении второй стороны. Однако расторжение договора не освобождает стороны от исполнения обязательств, возникших до момента расторжения. При несоблюдении условий договора стороны несут юридическую ответственность в форме возмещения материального (иногда и морального) ущерба. Согласно КДПГ и нормами российского законодательства в сфере перевозок автомобильным транспортом установлена максимальная граница ответственности грузоперевозчика. Указанный факт позволяет уравновесить правовой факт безвиновной ответственности перевозка, если условия договора нарушены.
Таким образом, анализ судебной практики показал, что в настоящее время необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области регулирования договора международной автомобильной перевозки грузов, а именно сформировать перечень обстоятельств наступления ответственности перевозчика более детально, чтобы исключить расширенное толкование, когда перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности.
Читать дальше
1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (Вступила в силу для СССР 01.12.1983) (с изм. от 05.07.1978) // [Электронный ресурс]: официальный сайт СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Заключена в г. Женеве 14.11.1975) // [Электронный ресурс]: официальный сайт СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) // [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900055.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // [Электронный ресурс]: официальный сайт СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // [Электронный ресурс]: официальный сайт СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // [Электронный ресурс]: официальный сайт СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: официальный сайт СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: официальный сайт СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Иванова Т. А. Договор международной автомобильной перевозки грузов: общая характеристика, содержание // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. – №12. – С. 177- 183.
10. Идимешева Н.С. АНАЛИЗ «Конвенции о договоре международной перевозки грузов» и «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // NovaUm.Ru. – 2018. – № 11. – С. 197-201.
11. Мишальченко Ю.В., Зорина В.А., Погребная Д.Д. Договор международной автомобильной перевозки грузов понятие и основное содержание // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение. Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. – С. 257-266.
12. Новицкий К.Е. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок // Гарантии прав в Российской Федерации и международном праве. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 155-158.
13. Фаст О. В. Исполнение обязательств при перевозке грузов автомобильным транспортом // Базис. – 2017. – №1 (1). – С. 15-18.
14. Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции // [Электронный ресурс]: официальный сайт Верховного суда РФ. – Режим доступа: https://www.vsrf.ru/documents/all/26243/ (дата обращения: 16.03.2021).
15. Международный коммерческий арбитражный суд [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: https://mkas.tpprf.ru/ru/ (дата обращения: 16.03.2021).
Читать дальше