ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ...............................7 1.1. Феномен профессионального выгорания в современной психологии....7 1.2. Феномен жизнестойкости в современной психологии..............................15 1.3. Особенности синдрома профессионального выгорания и жизнестойкости медицинских работников................................................................................21 Выводы по первой главе...................................................................................28 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ..........................36 2.1 Организация и методы исследования........................................................36 2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных..............38 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования...................................43 Выводы по второй главе.....................................................................................57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................60 ПРИЛОЖЕНИЕ А...........................................................................................66

Психологические особенности жизнестойкости медицинских работников

дипломная работа
Психология
65 страниц
61% уникальность
2021 год
37 просмотров
Ладнюк А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ...............................7 1.1. Феномен профессионального выгорания в современной психологии....7 1.2. Феномен жизнестойкости в современной психологии..............................15 1.3. Особенности синдрома профессионального выгорания и жизнестойкости медицинских работников................................................................................21 Выводы по первой главе...................................................................................28 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РАБОТНИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ..........................36 2.1 Организация и методы исследования........................................................36 2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных..............38 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования...................................43 Выводы по второй главе.....................................................................................57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................60 ПРИЛОЖЕНИЕ А...........................................................................................66
Читать дальше
Актуальность темы исследования. На данном этапе развития отечественного общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкурентной борьбы в рынке работы, общественных стрессов, повышаются запросы, а предъявляемые к профессионализму личности. Вместе с тем далеко не каждый имеет возможность приспособиться, продуктивно исполнять свою профессиональную деятельность и социальную роль, и благодаря этому увеличивается вероятность формирования негативных психических состояний. Общеизвестно, что специальности медицинского профиля как никакие другие связаны с межличностным взаимодействием, следовательно, для врачей и медицинских сестѐр, а в частности для работников поликлинических отделений, своевременная диагностика и коррекция подобных нарушений является весьма актуальной. Профессиональная деятельность врача предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Неся на себе «груз общения» доктор вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций — служить то утешением для пациента, то мишенью для раздражения и агрессии. Исходя из этого, медицинские работники вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, чтобы избежать эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — феномен довольно новый в российской психологии и психиатрии. Актуальность его для медицинского общества России была продемонстрирована в научных исследованиях. А именно, было выявлено, что распространѐнность СЭВ среди врачей психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%.


Если вас интересует решение задач за деньги онлайн , оформляйте заказ на сайте Work5.


. Признаки синдрома эмоционального выгорания 3 различной степени выраженности имели 58% специалистов, а у 16% данные нарушения имели развѐрнутый характер с проявлениями всех стадий СЭВ. На сегодняшний день важна проблема профилактики и предупреждения синдрома эмоционального выгорания среди работников медицинской сферы. Помимо выполнения «тестов на пригодность» перед обучением профессии, проведением специальных программ среди групп риска и регулярного психологического мониторинга одним из направлений работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания может быть развитие жизнестойкости как системной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции. Именно жизнестойкость - это тот фактор, внутренний ресурс, который находится во власти самого человека, то, что он может поменять и пересмотреть, то, что содействует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает значимость существованию и смысл в любых обстоятельствах. Степень разработанности темы исследования. Теоретические положения нашего исследования базируются на современных подходах к изучению синдрома выгорания Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, Е.С. Старченковой, концепции стрессоустойчивости А.Б. Леонова, В.В. Лукьянова, О.В. Рыбиной. Объект исследования – синдром эмоционального выгорания и личности. Предмет исследования – взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости работников поликлинического отделения. Гипотеза исследования – существует отрицательная взаимосвязь между характеристиками жизнестойкости и эмоционального выгорания у работников поликлинического отделения: чем выше показатели жизнестойкости, тем ниже проявления СЭВ. Цель исследования – выявить взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения. Задачи: 1. Провести анализ теоретической литературы по проблематике синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости работников поликлинического отделения. 2. Подобрать адекватный психодиагностический инструментарий для эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения. 3. Организовать эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения. 4. Проанализировать и проинтерпретировать результаты эмпирического исследования, сформулировать выводы о взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и жизнестойкости у работников поликлинического отделения. Теоретико-методологические основы: теоретико-методологическим основанием работы являются концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); теоретические подходы к формированию профессиональных деструкций (Рогов, Казанская); современные подходы к изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), концепция жизнестойкости (С. Кобейна, С. Мадди). Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных: –Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования). –Эмпирические методы: «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в модификации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой), методика диагностики эмоционального выгорания (В.В. Бойко), тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); – Методы математической статистики (методы описательной статистики, коэффициент корреляции Спирмена). Теоретическая значимость работы заключается в операционализации ранее изученных фактов и систематизации их по жизнестойкости и профессиональному выгоранию медицинских работников поликлинического отделения. Практическая значимость исследования: результаты данного исследования можно использовать в работе психолога для профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания у сотрудников поликлинического отделения, посредством формирования жизнестойкости.

Читать дальше
Во время проведения исследования была изучена психологическая литература по вопросу жизнестойкости, синдрома эмоционального выгорания и соотношения данных показателей у работников поликлинических отделений. Были выделены мнения различных авторов по данным вопросам, после чего мы выделили из них наиболее значимые части. В результаты мы на теоретическом уровне выделили и описали структуру синдрома эмоционального выгорания, проследили и описали историческое развитие понимания данного понятия. Те же самые мероприятия были проведены с понятием «жизнестойкость». В конечном итоге мы выбрали те направления исследования данных феноменов, на которых основывали наше исследование. В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что существует отрицательная взаимосвязь между характеристиками жизнестойкости и эмоционального выгорания у работников поликлинического отделения: чем выше показатели жизнестойкости, тем ниже проявления СЭВ. При использовании коэффициента корреляции Спирмена было выявлено, что статистически значимые корреляционные связи между показателем жизнестойкости и эмоционального выгорания личности присутствуют. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных рекомендаций и выводов, полученных в результате исследования, это говорит о возможности профилактики и коррекции низкого уровня жизнестойкости и синдрома эмоционального выгорания. Подводя итог можно сделать вывод о том, на данный момент отсутствует общее мнение на структуру профессионального выгорания, невзирая на отличия в подходах к изучению данного феномена, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию из-за эмоционально трудных или стрессовых взаимоотношений в системе «человек-человек». Последствия «выгорания» имеют все шансы отражаться как в психосоматических расстройствах, так и в сугубо психологических личностных изменениях, все это имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - С.231-244. 2.Агапитова, Е. С. Жизнестойкость как внутренний ресурс, препятствующий возникновению эмоционального выгорания у сотрудников МЧС / Е. С. Агапитова // Ломоносов-2012 : мат. Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, г. Москва, 9-13 апреля 2012 / отв. ред. А. И. Андреев [и др.]. - М., 2012. - С. 1-2. 3. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2/Л.А. Александрова. М. : МГУ, 2008. - С. 82-90. 4.Александрова, Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. - Кемерово, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90. 5. Александрова, Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Л. А. Александрова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований : мат. науч. конф. / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной. - М., 2005. - С. 16-21. 6.Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Южного федерального университета. 2005. С. 83- 92. 7. Анцыферова, Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. - 1980. - № 2. - С. 52-60. 8. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. С.П. Безносов. - СПб. : Речь, 2009. - 326 с. 9. Бенедюк Д.А. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и психологического благополучия личности (на материале учреждений социальной защиты населения) // Вестник магистратуры. 2018. №12-4(87).С. 75- 76. 10.Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. 2009. №32. С. 23-28. 11. Богомаз, С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья / С. А. Богомаз // Здоровье нации - основа процветания России : мат. науч.-практ. V Всерос. форума. - М., 2009. - Т. 4. - С. 18-20. 12. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб, 2007. – 240 с. 13.Ванакова Г.В. Жизнестойкость как осознанный выбор современной молодежи // Педагогическая диагностика. 2012. No 3. С. 84-92. 14. Василенко И.Ю. Жизнестойкость как фактор психологической безопасности личности // Актуальные проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности: сборник тезисов докладов I Всероссийской научно-практической конференции. Севастопольский государственный университет. Севастополь, 2018. С. 45-51. 15. Введение в психологию : учеб. для студентов вузов ; под ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 2005. - 380 с. 16. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. - СПб.: Питер, 2008.-384 с. - Гл.7. - С.205-235 17. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса /Н.Е.Водопьянова - СПб. : Питер, 2009. - 224 с. 18. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - 2-е издание - СПб: Питер, 2008. - 338 с. 19.Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/ Н.Е.Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000.-С. 443-463. 20.Водяха С.А. Жизнестойкость как фактор психологического благополучия // Личность в современном мире: сборник научных статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии. Екатеринбург, 2016. С. 55-59. 21.Володина, Т. В. Жизнестойкость как ресурс преодоления трудных жизненных ситуаций : моногр. / Т. В. Володина, Ю. Н. Дмитриева, Н. В. Калинина. - Ульяновск : ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2011. - 202 с. 22. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика: учеб. для студентов вузов / Гуревич К.М., Акимова М.К., Берулава Г.А. [и др.] - М. : Высш. шк. , 2008. - 290 с. 23. Донцов, A.M. Психология коллектива: учебник / A.M. Донцов. - М. : Флинта, 2005. - 256 с. 24. Захаров С. Синдром выгорания у врачей. /С. Захаров // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://forums.rusmedserv.com/ show thread. php? t=8748 25. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.71 – 81 26. Изард, К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард.- СПб.: Питер, 2010,-464с 27. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М., 1998. -256 с. 28. Кузнецова С.В. Субъективное благополучие и жизнестойкость личности // Восток, Запад, Россия: философские и социокультурные основания взаимодействия цивилизаций: сборник научных трудов. 2017. С. 146-151. 29.Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 164 с. 30. Литвинова Н.Ю. Психологические факторы субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 2. С. 147-149. 31. Наливайко, Т. В. Жизнестойкость и ее связь со свойствами личности: монография / Т. В. Наливайко. - Челябинск : ЮУрГУ, 2010. - 126 с. 32. Наливайко, Т. В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди / Т. В. Наливайко // Вестн. интегративной психологии. - 2006. - Вып. 4. - С. 127-130. 33. Наливайко, Т. В. Особенности выраженности связи жизнестойкости с самоотношением личности / Т. В. Наливайко // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. А. Батурин. - Челябинск : ЮУрГУ, 2006. - Т. 5. - С. 225-231. 34. Наливайко, Т. В. Смысл понятия жизнестойкость и связь ее с некоторыми чертами и свойствами личности / Т. В. Наливайко, Е. И. Наливайко // Психологопедагогические исследования в системе образования: мат. Всерос. науч.-практ. конф. : в 5 ч. / отв. ред. Д. Ф. Ильясов. - М.; Челябинск : Образование, 2004. - Ч. 1. - С. 95-98. 35. Обухова, Л.Ф. Психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2004. - 352с. 36. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101 37. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 54 - 63. 38. Основы психодиагностики : учеб. для студентов вузов / под ред. А.Г. Шмелева. - М. : Академия, 2007. - 423 с. 39. Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с 40. Резников, Е.Н. Актуальные проблемы межличностных отношений Е.Н. Резников //Вест. Моск. ун-та. Сер. 19. Психология. - 2009. - №3. - С. 96 99. 41. Родина, О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник МГУ. Сер. 14 Психология. 1996. №3, С. 60-67. 42. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. № 3. С. 85 - 95. 43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: монография в 2 томах. Т. 1. /С.Л. Рубинштейн. - М.: Инфра - М, 2009. - 488 с. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина - В 2х-т. - Т. 1. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 312 с. 44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: монография в 2 томах. Т. 1. /С.Л. Рубинштейн. - М.: Инфра - М, 2009. - 488 с. 45. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина - В 2х-т. - Т. 1. - М.:ВЛАДОС, 2003. - 312 с. 46. Самоукина, H. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. СПб.: Питер, 2007. 224 с. 47. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32 48. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2009. - №7. - С. 3-9. 49. Стецишин, Р. И. Жизнестойкость как акмеологический ресурс личности врача / Р. И. Стецишин // Психологические проблемы смысла жизни и акме : мат. XIII симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Волковой (Кисельниковой). - М. : ПИ РАО, 2008. - С. 63-65. 50. Стецишин, Р. И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости (на примере личности врача-клинициста) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. / Стецишин Роман Иванович ; [Кубан. гос. ун -т]. - Краснодар, 2008. - 27 с. 51. Трунов, Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. - 2006. - № 6. С. 32-34. 52.Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности : моногр. / А. Н. Фоминова. - М. : МПГУ : Прометей, 2012. - 151 с. 53.Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности: теоретические и практические аспекты / А. Н. Фоминова // Проблемы психолого-педагогической антропологии : сб. науч. статей : ежегодник науч. -методол. семинара / отв. ред. И. В. Егоров, Г. Ю. Мартьянова. - СПб., 2017. - С. 7-16. 54.Фоминова, А. Н. Модели жизнестойкости личности / А. Н. Фоминова // Психология стресса и совладающего поведения : сб. мат. III Междунар. науч. -практ. конф. - Кострома : Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2013. - С. 218. 55. Фоминова, А. Н. Феномен жизнестойкости с точки зрения уровневого подхода к психике человека / А. Н. Фоминова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2012. - № 4 (25). - С. 18-27. 56. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности// Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 7 - 9. 57. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции /Ю. В.Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 250 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Журналистика в сфере живописи. Художники-журналисты.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Развитие интереса младших школьников к изучению технологии посредством занимательного материала
Количество страниц:
50
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image