Введение……………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Научные психолого-педагогические основы формирования экологического представления у детей дошкольного возраста в дидактической игре…………………………………………………………… 7 1.1 Применение дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………….. 9 1.2 Содержание и задачи дидактических игр по формированию экологического представления живой и неживой природы……………… 12 1.3 Влияние дидактических игр на развитие экологических представлений живой и неживой природы у детей дошкольного возраста……………….. 16 Глава 2. Особенности организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста………………………………………………. 18 2.1 Проверка уровня сформированности экологических представлений живой и неживой природы ………………………………………………….. 18 2.2 Практическая организация формирования экологических представлений…………………………………………………………………19 2.3 Методические рекомендации по развитию экологических представлений живой и неживой природы у детей дошкольного возраста……………….. 22 Заключение…………………………………………………………………… 26 Список литературы…………………………………………………………... 28 Приложение ………………………………………………………………….. 31  

Использование дидактических игр для формирования экологического представления живой и неживой природы у детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
81% уникальность
2021 год
24 просмотров
Девлетов Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Научные психолого-педагогические основы формирования экологического представления у детей дошкольного возраста в дидактической игре…………………………………………………………… 7 1.1 Применение дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………….. 9 1.2 Содержание и задачи дидактических игр по формированию экологического представления живой и неживой природы……………… 12 1.3 Влияние дидактических игр на развитие экологических представлений живой и неживой природы у детей дошкольного возраста……………….. 16 Глава 2. Особенности организации и проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста………………………………………………. 18 2.1 Проверка уровня сформированности экологических представлений живой и неживой природы ………………………………………………….. 18 2.2 Практическая организация формирования экологических представлений…………………………………………………………………19 2.3 Методические рекомендации по развитию экологических представлений живой и неживой природы у детей дошкольного возраста……………….. 22 Заключение…………………………………………………………………… 26 Список литературы…………………………………………………………... 28 Приложение ………………………………………………………………….. 31  
Читать дальше
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время, в связи с ухудшением экологической ситуации во всем мире, на первый план выходит формирование экологически ориентированного сознания человека. Один из важнейших способов помощи нашей планете - просвещение людей в сфере сохранения окружающей среды, путем проведения экологического воспитания всего человечества, особенно серьезно ориентируясь на наше подрастающее поколение. Экологическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях обязано быть целенаправленным учебно-воспитательным процессом. Начиная с самого раннего возраста малышей, взрослые должны знакомить их с окружающим миром, давать им правильное представление о природе, ее важной роли для человека. В младшем дошкольном возрасте уже возможна большая детализация знаний, поэтому для детей 3 лет и старше экологическое образование можно выделить в отдельную обучающую тему. По мнению Н.А.


Хотите написать курсовую за деньги ? Обратитесь к Work5.


.Рыжовой «экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций» [21, с.15]. Этот возрастной период наиболее благоприятен для формирования экологических представлений, знаний о живой и неживой природе, места человека в окружающем мире, так как именно в этом возрасте начинают закладываться нравственные зачатки культуры, в том числе экологической. У детей формируются грамотные и устойчивые понятия об экологии, возникает представление о разных видах и формах жизни. Тот опыт, который дети получают от эмоционально-чувственного опыта общения с природой чрезвычайно важен для развития интеллекта и расширения их кругозора. Не менее важным является приобщение дошкольников к понятию многообразия природных объектов и обучение правильному отношению к окружающему миру. Им надо объяснять всю важность сохранения живой природы, независимо от нашего стереотипного взгляда на вред и пользу населяющих ее объектов. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период. Если во-время не заложить эти основы гуманности ко всему живому, велик риск, что ребенок вырастет духовно черствым. Дети дошкольного возраста обладают еще недостаточно развитым понятием о хрупкости живой природы, их требуется обучать этому, создавать ситуации, в которых можно было бы на примере показать как беречь природу и ее ресурсы. Вот почему формирование экологического сознания через использование различных педагогических методик и материалов так важно для воспитания детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологической направленности призваны стимулировать у детей интерес к природе, мотивировать процесс изучения и применения знаний. С помощью игры формируются бережное и внимательное отношение к природе, развиваются эмоциональна сфера, память, воображение, наблюдательность и сообразительность. Цель исследования: доказать, что применение в обучении экологических дидактических игр должно быть направлено на воспитание у детей чувства единения с внешней средой, способствовать развитию эмоционального интеллекта, воображения, эмпатии, осознанию плодотворного взаимодействия человека с природой. Задачи исследования: - на основании изученных источников подтвердить роль дидактических игр в реализации экологических представлений у дошкольников; - определить критерии, с помощью которых определяются уровень экологических знаний у детей; - создать предметно-обучающую игровую среду для формирования экологических представлений у воспитанников ДОУ; - доказать, что уже в период дошкольного детства закладываются основы экологического мышления и основы экологической культуры; - использовать на практике дидактические игры для формирования экологических представлений «живой» и «неживой» природы у детей дошкольного возраста,; - воспитать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру, дать им понимание собственной важной роли в сохранении нашей планеты. Словарь основных понятий: Дидактические игры - вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Живая природа - это все, что имеет возможность расти, дышать, питаться и развиваться. Сюда относятся многочисленные животные, растения, микроорганизмы. Неживая природа - своеобразный симбиоз простейших элементов, веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, природных ресурсов. Экологическая культура - это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. Экологическая развивающая среда – это зона в детском саду или дома, где сгруппированы природные объекты, используемые в дидактических играх экологического содержания. Экосистема - экосистема включает в себя все живые организмы (растения, животные, грибы и микроорганизмы), которые в той или иной степени, взаимодействуют друг с другом и окружающей их неживой средой (климат, почва, солнечный свет, воздух, атмосфера, вода и т.п.).

Читать дальше
Экологическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется в наше время особое внимание, так как в этот период закладываются основы нравственно-духовной культуры, в том числе и экологической. Экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен гуманистический подход, опирающийся на осознанное отношение и поведение в целостной экоструктуре. Воспитание экологической культуры возможна только на базе экологически правильного мышления. Дети с детства должны впитывать, что человека и природа - это единое целое. Именно на этапе дошкольного детства складывается эмоциональное отношение к природе, закладывается базовое доверие к окружающему миру. Экологическое воспитание дает детям понимание, что человек должен бережно относиться к тому, что его окружает, так как в природе все взаимосвязано, и качество жизни самого человека на планете напрямую зависит от окружающей среды. С помощью дидактических игр с экологической направленностью у детей развивается представление о природе, как естественной среде обитания человека, понимание изменения образа жизни людей в зависимости от созидательной или разрушительной деятельности, которую они осуществляют в природе. Дидактические экологические игры помогают дошкольнику понять целостность всей экосистемы Земли, наглядно представить опасность нарушения этой целостности, показать, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы. Через игру ребенок не только получает и закрепляет необходимые знания, но и переживает эмоции, связанные с конкретными явлениями и жизненными ситуациями. С помощью игры ребенок может воздействовать на окружающий его мир, менять его в соответствии со своими желаниями. Таким образом, достигается терапевтический эффект, создающий положительный эмоциональный фон для достижения тех результатов и задач, которые решает ребенок на данном этапе своего развития. Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позолит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Читать дальше
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с. 2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М.Букатов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2003. – 152 с. 3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А.Васильева. – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с. 4. Газина О.М. Методика экологического образования детей. / О.М.Газина. // Дошкольное воспитание. – 2014.–№7 – С. 112-119. 5. Иванова А.И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников / А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. 6. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: методическое пособие / А.И.Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 54 с. 7. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л. А. Каменева. / Под ред. П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 207 c. 8. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В.Калиниченко, Ю.В.Микляева. – М., 2004. – 106 с. 9. Михайлова Л.С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Л.С.Михайлова // Молодой ученый. – 2016. – №12.6 (116.6). – С.90-94. 10. Моисеева Л.В. Экологическая депривация личности в субкультуре детства / Л.В.Моисеева, В.А.Зебзеева. // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 2. – С. 110-117. 11. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Метод. материал для работы с родителями в дошк. учреждениях / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 63 с. 12. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1996 г. – 46 с. 13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н.Николаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 336 с. 14. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 108 с. 15. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа / О.А.Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез 2014. – 64 с. 16. Павлова Л.Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2002. – 203 c. 17. Парциальная программа «Экологическое воспитание» / Л.И.Мосягина. – Детство-Пресс, 2016 г. – 48 с. 18. Познаём мир природы: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Авт.-сост. Т.М. Марданова. – Мн.: НМЦентр, 2000. – 56 с. 19. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Занятия на прогулке с малышами» / С.Н.Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. – 176 с. 20. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: [Из опыта работы] / Н.А.Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 191 с. 21. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А.Рыжова. – М.: Издательский дом "Карапуз", 2001. – 432 с. 22. Саморукова П.Г. Игры детей. Пособие для воспитателей детского сада / П.Г.Саморукова. – М.: Просвещение, 1983 – 91 с. 23. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез. – 2005-2010. – 104 с. 24. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада / А.И.Сорокина – М.: Просвещение,1982. – 96 с. 25. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей / Т.А.Шорыгина. - М.: Книголюб, 2004. – 99 с. 26. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., Педагогика, 1978 г. – 304 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
История развития предпринимательства в Западной Европе
Количество страниц:
10
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История бизнеса
курсовая работа
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Мировая экономика
реферат
Формы и виды водопользования
Количество страниц:
10
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image